Третий возраст: в институте «Стрелка» обсудили, в каком городе не страшно стареть


Третий возраст: в институте «Стрелка» обсудили, в каком городе не страшно стареть В рамках просветительской программы «Лето на Стрелке» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошла дискуссия о том, как сделать городскую среду для людей старшего возраста комфортнее. В качестве спикеров выступили Алексей Сиднев, управляющий группой компаний Senior Group и основатель партнерства «Мир старшего поколения», Татьяна Дроздова, исследовательница проблем старшего возраста, и Никита Кукушкин, актер, учредитель благотворительного фонда «Я в помощь» и создатель приложения «ПОМОЩЬ». В качестве модератора выступала Анастасия Лазибная, основательница портала «Баба-деда» и проекта «Компании для всех возрастов».


Город – только для молодых


Средняя продолжительность жизни растет, и людей старше 60 лет в городах становится все больше. По данным Росстата, в 2020 году их доля составляла около 23% населения, а к 2035 году людей нетрудоспособного возраста будет почти 25%. Необходимо, чтобы условия среды подходили к их стилю жизни. «Мы редко видимлюдей пожилого возраста в городе, – отмечает Татьяна Дроздова. – Мы видим только молодежь, хотя, если взять пропорцию, то эта группа, конечно же, очень значительная часть населения Москвы».

Сейчас пожилые люди часто не ведут активную и социальную жизнь не только по каким-то личным причинам, но и потому, что вокруг нет подходящих для этого условий. Кажется, что городская среда выстроена с учетом интересов исключительно молодых людей, живущих в стремительном ритме, а потребности людей «третьего возраста» игнорируются. Как отметили спикеры, речь идет обо всех видах потребностей пирамиды Маслоу: начиная от базовых и заканчивая самореализацией. Согласно исследованию Департамента социальной защиты населения города Москвы, пожилых людей в первую очередь волнует вопрос пенсий, затем – получение лекарств и медицинской помощи, а уже потом – организация досуга и занятости.

Актуальна и проблема эйджизма – дискриминации на основании возраста. По данным ВОЗ, половине мирового населения свойственно негативное отношение к пожилым людям. Поэтому перед нами стоит задача не только менять город, но и выстраивать особую культуру межпоколенческого взаимодействия.


Развиваем город в трех направлениях


«Пожилые люди сталкиваются с четырьмя ключевыми проблемами, – говорит Алексей Сиднев, – это недостаток общения, одиночество, потеря способности самостоятельно себя обслуживать, а также мошенничество и насилие. Что такое комфортный город? Есть три составляющие. Первая – инфраструктура, вторая – городские сервисы, третья – отношение к возрасту, к людям старшего возраста».

Инфраструктура включает внешнюю обстановку и устройство среды, которое предотвратило бы изоляцию пожилых людей: все необходимое в пешей доступности, удобный общественный транспорт и т. д., дома престарелых с хорошими условиями. Сервисы должны быть такими, чтобы люди старшего возраста могли пользоваться ими самостоятельно, сохраняя автономию и без дезориентации. Сюда входит создание объектов для свободного передвижения – например, колясок, легко читаемые, понятные указатели, доступные, бесплатные туалеты, которые можно найти везде. Эти моменты отметили и респонденты опроса Департамента социальной защиты населения города Москвы: 70% сказали о необходимость создания доступной среды для пожилых в зонах их активной жизнедеятельности, 58% подчеркнули важность транспортной доступности, в том числе адаптации среды для людей с ограниченными возможностями.

Третья составляющая комфортной среды для людей «третьего возраста» – социальная и культурная – отношение к ним окружающих. Это касается близкого взаимодействия: нередко молодые люди считают, что их старшие родственники не в состоянии понять многие вещи, и просто игнорируют их потребность общаться или получать информацию. «– Что там у тебя? Может, помочь как-то? – Да все нормально, не бери в голову», – вместо ответа на вопрос мы отворачиваемся или кладем трубку. Отношение к людям старшего возраста проявляется и в социальной культуре в широком смысле: например, молодежь на самокатах не задумывается о том, какой дискомфорт их быстрое передвижение доставляет гуляющим людям старшего возраста. Часто они даже не покидают свой район, потому что знают, что город не приспособлен для них и погружение в среду «для молодежи» принесет им только негативный опыт. В итоге все это, а часто, к сожалению, и наряду с банальным отсутствием ресурсов и незакрытыми базовыми потребностями, усиливает социальную изоляцию, которую переживают многие люди старшего поколения.


Создаем особую субкультуру


Никита Кукушкин считает, что нужно развивать особую субкультуру, которая поможет молодому поколению понимать потребности старших и обеспечивать им комфортную жизнь, а часто даже продлевать ее. Так называемая «точка сборки» любви, сострадания и уважения – основа его проектов «ПОМОЩЬ», «Добрый ящик» и других. «Когда ты помогаешь другому человеку, ты помогаешь самому себе, а любовь, сострадание и уважение – это три связующих фактора, поэтому помощь выступает как точка сборки, как конкретный чертеж, как руководство к действию, неважно, под каким флагом ты идешь. Наша целевая группа – молодое, новое поколение, потому что помощь – это конкретная естественная потребность, которая объединяет совершенно разных людей».

Если базовые потребности удовлетворены, для чего и существуют проекты Никиты, субкультурные драйверы становятся ключевыми в создании благоприятной социальной и коммуникационной среды для людей старшего возраста, без которой дальнейшее развитие, например, инфраструктуры будет бессмысленным. В нынешнем отношении к людям старших поколений часто проявляется эйджизм, а неадаптированная городская среда его только укрепляет. Зачем, например, приезжать гулять в центр, если никто там «не ждет»? А если пожилой человек все-таки приедет, то будет выделяться и наверняка ловить осуждающие взгляды молодежи.


Исследуем аудиторию и ломаем шаблоны


Исследователь Татьяна Дроздова использует два основных инструмента для анализа населения. Это совместное проектирование – создание проектов и программ для старшего поколения вместе с самими его представителями, и интервьюирование людей – потенциальных пользователей продуктов, которые она разрабатывает. В результате получается полноценное социологическое исследование с большим количеством респондентов, что помогает точно узнавать и удовлетворять потребности целевой аудитории – пожилых людей.

«Нужны особые коммуникационные усилия, нужно уделять этому вопросу особое внимание, чтобы город стал инклюзивным для людей старшего возраста. Есть конвенциональные места, где старшие уместны, – например, парки. Свежий воздух, прогулки, отличные места. Но вот уже, например, в Парке Горького – вот что там делать старшим? Нужна особая коммуникация, чтобы старшие видели, что они welcome, что им в этих местах рады, что они могут туда прийти. Ломать шаблоны надо коммуникационными усилиями», - поясняет Татьяна Дроздова.

Примером выстраивания хорошей коммуникации со старшими для удовлетворения их потребностей является исследование общения «новых старших», которое провела Татьяна Дроздова в рамках фестиваля Young Old. Целью исследования был анализ аудитории, чтобы создать приложение для поиска друзей, но оказалось, что такой потребности у старших нет, а вот романтического партнера многим не хватает.


Адаптируем(ся)


Итогом дискуссии стал вопрос о том, как должен происходить процесс адаптации: должен ли город подстраиваться под пожилых людей или, наоборот, они должныадаптироваться к среде? По словам Татьяны Дроздовой, нельзя возлагать ответственность за адаптацию на группу, которая в ней нуждается, поэтому меняться должен именно город. «Современный город просто обязан быть инклюзивным, говорить с разными людьми, которые живут в этом городе, на их языке, на своем языке, на родном языке. Это просто показатель качества города. Если город не приспособлен для значительной части горожан, то это его проблема. Город, удобный для людей «третьего возраста», удобен для всех».

Сделать современный город инклюзивным – задача городской политики. Даже если сейчас преобладают молодые, население постепенно стареет, и город должен быть готов к таким изменениям. Ошибка нынешнего подхода в том, что старшее поколение, как правило, вообще не рассматривается как аудитория. И Москва в этом отношении – проблемный город, потому что ее районы, особенно спальные, совершенно не адаптированы для жизни людей «третьего возраста».

Алексей Сиднев так представляет себе идеальный для пожилых людей город. В нем рядом с домом есть все места, где можно приобрести предметы первой необходимости или получить помощь (магазины, аптеки, больницы и т. д.), отсутствует активный поток машин, есть возможность пересечь дорогу где угодно с комфортной для человека скоростью, остановки общественного транспорта располагаются очень близко к дому. Также в таком городе есть особые места для досуга (например, дворцы культуры), где осуществляется межпоколенческая коммуникация, что важно для людей всех возрастов. Такой должна быть, конечно, не только Москва, а любой населенный пункт в стране.


С чего начать?


Чтобы в России создать инклюзивную среду для людей старшего возраста, прежде всего нужно удовлетворить их базовые потребности. Такие проекты, как «ПОМОЩЬ» Никиты Кукушкина, помогают делать это без участия государства. Но самое главное в процессе включения старших в городскую жизнь – изменение культуры, отношения к ним младших поколений. Это безусловно тяжелее, чем адаптировать городской ландшафт. Публичные дискуссии, которые проводит «Стрелка», уже сейчас дают шанс на изменение нас как общества.



Институт медиа, архитектура и дизайна «Стрелка» основан в 2009 году предпринимателем Александром Мамутом. «Лето на Стрелке» — это серия открытых лекций, дискуссий, кинопоказов и воркшопов на разные темы. Все мероприятия бесплатны и проходят практически ежедневно во дворе института. Программа лета 2021 года называется «Открытый код».

Фото: Полина Кирова