В нирвану через искусственный интеллект
Маргаширша — так на санскрите звучит название девятого месяца лунного календаря в Индии, приходящегося на ноябрь-декабрь. В нашем календаре Года науки и технологий ноябрь посвящен теме искусственного интеллекта.
Календарь мероприятий месяца открылся онлайн-лекцией доктора философских наук, доцента философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Егора Фалева на тему «Границы и возможности искусственного интеллекта с позиций индийской философии».
Казалось бы, индийская философия… Чем она может быть полезна при изучении искусственного интеллекта (ИИ)? У Егора Фалева есть ответ. Стоит обратиться к концептуальному аппарату этой философской дисциплины. Дело в том, что на протяжении сотен лет в Индии ведётся научное исследование сознания, если под наукой понимать объективное систематическое исследование, приносящее практические плоды. Таким образом, в Индии выработана устойчивая категориальная структура, то есть категории, описывающие различные функции, аспекты и уровни сознания. Эти категории принадлежат к одной школе Санкхья. Терминология Санкхья удобная и точна, поэтому все остальные школы так или иначе используют её терминологию.
Егор Фалёв выделил два фундаментальных подхода к сознанию в индийской философии: сетецентричный и субъективный. Первый подход рассматривает сознание как не имеющую центра сеть элементов, где не предполагается понятие субъекта. Все феномены сознания рассматриваются как порождение различных агрегатов. Эта концепция развивается в раннем буддизме. Поздний буддизм пришёл ко второму подходу – концепции нередуцированной субъективности.
«Сильный интеллект (обладающий представлениями) не может быть искусственным, — отмечает Егор Фалев, — индийская философия позволяет обрести больше свободы и полномочий, если отказаться от невозможной цели создания сильного ИИ, а реализовывать возможности механистичности читты».
Читта — в буддийской и индийской философии обозначает индивидуальное сознание и психику человека. В это понятие входит распознавание образов, логический и математический анализ данных, память (не связанная с пониманием). Проявления читты доступны для механического воспроизведения даже на других материях. Этому можно научить компьютерные системы. Привычки, бессознательные комплексы, зависимости нервные расстройства, которые также находятся в читте, тоже легко воспроизвести, поскольку в них человеческое сознание не свободно, оно также подчинено механизмам.
«Развитие ИИ может стать полезным на пути к самадхи (спокойствии сознания, близость к нирване). Мы станем лучше понимать разницу между механическим и творческим», — поясняет профессор Фалев. Целью роботизации должна быть свобода. Понимание, рефлексия, творчество — проявления свободы в человеке, которое нужно освободить от механического.
«С точки зрения индийской философии, интеллект – это модус сознания. Именно поэтому, чтобы понять природу искусственного интеллекта и возможности его воспроизведения, нужно начинать с понимания сознания», – резюмирует Егор Фалёв.
Стоит отметить, что восточная философия отличается от западной, поэтому искусственный интеллект, очевидно, был рассмотрен с одной из многих сторон. Впрочем, это достаточно неплохая возможность расширить свои познания в этой области, дополнив их положениями незнакомой вам до этого момента восточной концепцией сознания.
Текст: Анна Эчина