До Луны и обратно, не покидая Москвы


До Луны и обратно, не покидая Москвы 21 июля под руководством Молодежного медиацентра при Минобрнауки РФ состоялся студенческий пресс-тур в Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН. Там завершился третий этап международного проекта SIRIUS. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы имитировать полет к Луне, а также работу на ее поверхности и окололунной орбите. В рамках проекта интернациональный экипаж из шести человек был изолирован на 240 дней в наземном научном комплексе. Корреспондент «Лаборатории научной журналистики» побывал в самом комплексе, где проводился эксперимент, и пообщался с его участниками, в том числе с командиром экипажа. 


Внутри наземного комплекса SIRIUS.JPG

Олег Волошин – руководитель пресс-службы ИМБП РАН – сопровождал студентов во время пресс-тура и помог погрузиться в атмосферу Института. В частности, предложил посетить комнату «виртуальной реальности», имитирующую лунную поверхность. Передвижение и проведение работ на «поверхности Луны» практикуются при помощи специальных тренажеров и VR-очков.

Олег Волошин.JPG

Наземный комплекс, сооруженный для проекта SIRIUS, действительно имеет много общего с пилотируемым космическим кораблем. В нем даже возможны изменения параметров среды обитания: например, регулируются температура и состав воздуха. Но есть и серьезные отличия, среди которых – отсутствие иллюминаторов и невесомости. А главное – члены экипажа могут выйти в любой момент (конечно, при условии, что они выйдут и из эксперимента). Так, из-за травмы руки, полученной во время тренировки, эксперимент пришлось покинуть Екатерине Карякиной. «Испытатели – не заключенные», – подчеркнул Олег Волошин, объясняя основную задачу программы SIRIUS. Она не только в том, чтобы смоделировать условия космической экспедиции. Ее цель – исследовать медико-биологические и психологические проблемы, связанные с длительной изоляцией группы людей в условиях, схожих с условиями будущих межпланетных полетов.


блинов.jpg

Олег Блинов, участник SIRIUS-21 и командир экипажа, поделился с редакцией «Лаборатории научной журналистики» о том, какие трудности возникали в ходе эксперимента.
«Спектр проблем достаточно большой, начиная от технических и заканчивая состоянием здоровья. Мы часто сталкивались с отказом электропитания. Отказывали приборы, и мы приводили их в рабочее состояние. Это и обслуживание систем, которые требовали периодического осмотра и профилактики. По поводу состояния здоровья – вы наверняка слышали, что один из членов экипажа получил травму и, к сожалению, покинул эксперимент. Это тоже нештатная ситуация, в которой мы должны были оказать первую доврачебную помощь, оценить обстановку, принять окончательное решение.Сложности возникали и в связи с общением внутри коллектива, учитывая, что все члены экипажа амбициозные, все настроены на работу. Но каждый пытается отвоевать свой ареал обитания, и в этих случаях необходимо по- новому выстраивать отношения, договариваться, обсуждать и приходить уже к нормальному ритму работы».

240 дней в замкнутом пространстве – настоящее испытание. Всем нам не чуждо понятие изоляции, ограничения свободы передвижения. Однако здесь, как отмечает Олег Блинов, нет фактически никакого социального взаимодействия с миром – разве что общение с ЦУПом (Центром управления полетами), которое намеренно происходит с задержкой, как при обычном космическом полете. Общение с родными происходит посредством писем, которые также передает ЦУП. Нет тех же иллюминаторов, а помещения довольно маленькие и узкие. Эти и другие факторы сильно давят на психику, поэтому члены экипажа постоянно получают различные задачи. Именно благодаря работе многие проблемы, вызванные долгой изоляцией, удается преодолеть.

Участники эксперимента SIRIUS изучают, какие средства психологической поддержки лучше использовать. Одно из таких средств – VR-очки. «Как они позволяют расширить мир, в котором обитают члены экипажа? Ведь они все время в одном и том же пространстве. Если мы им добавим виртуальную комнату, в которой нет остальных и в которой можно что-то поменять под себя, поможет ли это дольше прожить в замкнутой среде? Или им будет все равно?» – рассуждает Полина Кузнецова, младший сотрудник лаборатории когнитивной психологии, психологии малых групп ИМБП РАН.


Полина Кузнецова .JPG


Также Полина рассказала об исследовании взаимодействия в команде:
«Мы изучаем, как меняются предпочтения в коммуникации. Какие психологические особенности побуждают общаться с другими или их избегать во время совместной работы в изоляции. Есть ли какие-то гендерные различия. Разбивается ли коллектив, в котором есть мужчины и женщины, на группы по полу, общаются ли мужчины и женщины по-разному в этих условиях».

В ходе 8-месячного эксперимента была выявлена и такая тенденция, как сокращение коммуникации с ЦУПом (то же наблюдалось в «Марсе-500» – проекте по имитации полета на Марс, 2007-2011 гг.). «Происходит некая автономизация экипажа, – поясняет Полина Кузнецова, – когда он уже знает все методики и пытается решать вопросы самостоятельно. Это одна из потенциальных проблем для межпланетного полета, т.к. при снижении взаимодействия с ЦУПом экипаж может недополучить необходимую информацию в критические моменты, и это уже опасно».

Полноценные результаты «полета» SIRIUS-21 еще готовятся участниками проекта к публикации, но Олег Блинов утверждает: этот эксперимент можно назвать удачным, несмотря на все сложности. Стоит отметить, что космический полет (равно как и его имитация) не ограничивается постоянной работой и решением тех или иных проблем. Положительных сторон довольно много: члены экипажа учатся находить общий язык с людьми разной культуры, само качество общения становится гораздо выше при отсутствии связи с внешним миром. Да и праздники, вроде Нового года и дней рождения, никто не отменял (в комнате отдыха в наземном комплексе SIRIUS до сих пор остались блестящие воздушные шары в виде букв «Happy Birthday»). Рассказывая о возвращении к реальной жизни после 240-дневного «полета», Олег Блинов признается: «За день-два до выхода я очень хотел встретиться и обняться с семьей и предполагал, что на этом все мои мысли об изоляции закончатся. Но, как только все завершилось, сразу возникло желание пообщаться с организаторами эксперимента. Выяснить, почему именно так была построена наша среда обитания, как они сами видят все, что произошло. Узнать оценку выполненной работы (ведь у нас этой информации не было). Поэтому первую неделю-полторы я много с кем взаимодействовал и, пока не насытился результатами, меня это не отпустило. Сейчас уже в большей степени переключаюсь на семью и на основную работу. Но потребность общения с постановщиками эксперимента в первое время – это жизненно необходимо».

Проект SIRIUS проводится с 2017 года совместно ИМБП РАН и NASA HRP при широком участии ученых и специалистов из разных стран. Первая имитация полета к Луне была 17-дневной, вторая длилась уже 120 дней. SIRIUS-21 стал третьим этапом международного проекта, а начало следующего эксперимента, рассчитанного на 360 дней, ожидается в 2023 году.

Текст: Елизавета Дискина
Фото: Елизавета Дискина