Прохоровские чтения: традиции и инновации в преподавании теории журналистики
22 марта на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова прошёл методический семинар “Прохоровские чтения”. Преподаватели факультетов журналистики из разных городов России и Беларуси озвучили главные проблемы современного преподавания журналистики, а также поделились опытом, как они решают эти проблемы. Конференция проходила на тему “Преподавание теории журналистики: традиции и инновации”.
Заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ профессор Сергей Корконосенко озвучил главную проблему преподавания теории журналистики в настоящее время, а именно – способы преподавания дисциплины. Он отметил, что не только сами студенты “боятся” этой дисциплины и находят её довольно сложной, но и многие преподаватели порой не до конца понимают, какую стратегию преподавания им лучше выбрать. Также Сергей Григорьевич отметил, что преподавание теории журналистики на первых курсах ведёт к тому, что многие темы позже затрагиваются и в других смежных дисциплинах, что ведёт к потере интереса у студентов. Такие опасения разделяет и доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Мария Лукина. Однако она отметила, что Московский университет успешно справляется с этой проблемой через отдельный курс “Основы журналистики”, проходящий в первые два года обучения бакалавриата. «У нас эта дисциплина («Журналистика и общество») даётся на четвертом курсе бакалавриата, однако многие сложные термины мы даём буквально на первых семинарах «Основ журналистики». Так что ещё вчерашние школьники сразу имеют представление о том, что собой представляет профессия журналиста», – отмечает Мария Лукина.
Заведующая кафедрой медиалогии факультета журналистики Белорусского государственного университета Наталья Федотова подчеркнула, что долгое время основой учебной программы журналистов была литература, на ее материалах студенты учились писать и анализировать тексты. Как таковую практику они получали в очень маленьких количествах. В 1990 гг. учебный план был пересмотрен, гораздо больше часов стало отдано другим сферам, например, политологии, социологии и философии. Это значительно расширило круг знаний будущих журналистов. Также она сказала, что сейчас у абитуриентов есть довольно стереотипное мнение об образе журналиста, поэтому после поступления они часто разочаровываются в своей профессии. «Журналистику преимущественно определяют как инструмент воздействия в процессах производства и управления», – сказала спикер. Докладчик отметила, что учебные программы для студентов-журналистов в Беларуси, как и в других странах СНГ, опираются на работы профессора Евгения Прохорова. По её словам, главный вопрос нашей повестки не “Чему учить?”, а “Как учить?”. Представитель БГУ также рассказала о подготавливаемой ими программе, которая сделает обучение журналистике сегодня более эффективным и поможет привлечь больше абитуриентов: первые два курса бакалавриата будут общими, где как раз и будет преподаваться дисциплина, вводящая в курс журналистики, после второго курса будет идти распределение на профили.
Доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ Мария Аникина продолжила дискуссию: «Важно показывать, что у нас есть богатая долгая традиция изучения журналистики и её осмысления, теоретические аспекты здесь очень важны». Она рассказала о дисциплине “Журналистика и общество”, в рамках которой идет теоретическая подготовка студентов Московского университета.
Доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Залина Хубецова высказалась о том, что журналистику необходимо преподавать как науку и в первую очередь нужно самим преподавателям поменять отношение к этой дисциплине. Студенты должны перестать бояться научных терминов. Профессор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета Светлана Шайхитдинова, заявила, что необходимо возвращать ракурс специальности через курсы медиаэтики и правовых основ. Она отметила, что долго думала о том, как преподнести студентам журналистику как обширную сферу медиапространства. Её выбор остановился на аналогии с экологией и биосферой, в магистратуре преподаётся курс «Экология медиапространства»: «Без понимания института журналистики и его функций никакая нормативность невозможна. Ключевой термин – «общественная значимость». Для молодого поколения это надо объяснять. Теория журналистики без нормативных концепций невозможна», – заключила спикер. Доцент Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета Марина Симкачева поделилась своим преподавательским опытом, опытом взаимодействия не только с российскими, но и с иностранными студентами.
Текст: София Овсянникова