Как отличить философское кино?

Любителей развлечения с попкорном и газировкой просим не беспокоиться

Текст: Артемий Абрамов,
факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 1 курс, вечернее отделение
Фильмы, по которым можно изучать философию – это, как романы, по которым можно изучать историю. Романы Вальтера Скотта заменяли его современникам музеи, а Шекспир, например, использовал исторические сюжеты для фактурного контекста (эдакий средневековый Акунин). Однако философское кино и просто интеллектуальное – не одно и то же: в чем разница?

Большинство понимает слово «философия» слишком широко, принимая за философию любое рассуждение за рамками бытовой беседы. Это не философия. Однако сказать, что такое философия на самом деле, сложно. Почти каждый философ имеет собственное определение этого термина. Тем не менее, у всех философов есть одно общее: их концепции объясняют, как устроен мир (есть мнение, что философия пытается «подменить» религию), и это детерминирует основные вопросы философии: «В чем смысл жизни?», «Существует ли Бог?», «Что есть истина?» и т. д. Таким образом, режиссер-философ должен как минимум показать в фильме такую концепцию, или создать собственную. Мало, кто на такое способен. Очень немногие режиссеры настолько хорошо владеют языком кино, чтобы рассуждать в своих картинах на подобные темы.

Например, фильм Алексея Балабанова «Брат 2», где главный герой спрашивает: «В чем сила, брат?», и получает ответ: «А вот в чем! В деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше!» не имеет к философии никакого отношения. Картина о герое, который разными способами борется с негодяями, преодолевая себя и обстоятельства. Это боевик, который ошибочно причисляют к фильмам с философией.



Для философии необходим дискурс, доказательства. Как любой ученый, философ (ученый или режиссер) должен доказать состоятельность своей концепции. Философское кино – это всегда своеобразная иллюстрация ответа на философский вопрос. Так, картина "Персона" (Persona, 1966) легендарного Ингмара Бергмана – это рассуждение режиссера о смысле жизни, где раскрывается проблема внезапного ощущения человеком одиночества и бессмысленности своего существования. Бергман пытается понять, как жизнь зависит от череды различных обстоятельств, и есть человека над ней контроль. Основная тема творчества Бергмана - человек, оставшийся наедине с собой, и поиски истинных людских взаимоотношений.

Работы американского режиссера Терренса Малика "Древо Жизни" (The Tree of Life, 2010) затрагивает немного иной пласт философских размышлений, более близкие зрителю мотивы философии жизни, проблемы социализации, и извечной проблемы взаимопонимания отцов и детей. Хотя эта тема ближе к социологии, чем к философии, но Малик «отталкивается» от нее, чтобы начать рассуждение об устройстве мира и человеческих отношений. Через призму одной маленькой семьи зритель наблюдает, как протекает жизнь во всех ее подробностях, радостях и невзгодах.

Разговор о философском кино был бы не полным без упоминания итальянского гения Федерико Феллини. Основоположник неореализма в картине "8 1/2" (1963) вникает в суть отношений между автором и его произведением, изображая всю поэтичность и виртуозность творческого процесса режиссёра с его кризисом, нервными срывами, интеллектуальными тупиками и философскими вопросами.

В целом, чтобы отличить философский фильм необходимо иметь хотя бы базовые знания о философии-науке (к сожалению). Тем не менее, вряд ли режиссеры вроде Бергмана и Феллини создавали свои фильмы для того, чтобы их смотрели миллионы. Это произведения искусства. Скажем, ценность «Моны Лизы» Леонардо никак не зависит от того, сколько народу толпитыся вокруг нее в Лувре. Здесь то же самое: философское кино – кино для тех, кто понимает.


10 режиссеров-философов и их лучшие фильмы
Федерико Феллини
Чем крут: Гениальный режиссер XX века. Создатель направления в киноискусстве «неореализм» и нового языка кино. В своих работах Феллини много экспериментировал для того, чтобы показать внутренний мир героев, их подсознательное, так же точно, как в художественной литературе. Знаменитый теоретик кино Андре Базен писал про фильмы Феллини: «…это драматургия поставленного под вопрос спасения души», а события «служат совершенно случайными инструментами» для ее поисков.

Что смотреть: «8 с половиной», «Сладкая жизнь», «Бокаччо-70»
Акира Куросава
Чем крут: Культовый японский режиссер, сценарист и продюсер, обладатель премии «Оскар» и «Золотой Лев». Один из самых влиятельных режиссеров своего времени. Почти каждый из его 30 фильмов стал событием мирового масштаба. Именно он открыл Японский кинематограф для Запада.

Что смотреть: «Красная борода», «Семь самураев», «Расёмон», «Жить»

Стенли Кубрик
Чем крут: Американский режиссёр, сценарист, оператор. Решался на экранизации таких скандальных вещей как «Лолита» Владимира Набокова, «Заводной апальсин» Энтони Берджеса и «Сияние» Стивена Кинга. За этажностью картин скрывалась работа режиссера над подсознательным персонажей и фрейдистский психоанализ.

Что смотреть: «Барри Линдон», «Тропы славы», «Заводной апельсин»
Робер Брессон
Чем крут: Французский кинорежиссер и сценарист. Как и Феллини, Брессон много работал над языком кино. Брессон считал кинематограф новым искусством, не равным литературе и театру. Свое видение он воплотил в фильме «Дневник сельского священника», где отказался от театральных приемов, дубляжей, спецээфектов и т.д. Для Брессона также важен был вопрос существования Бога: в своих фильмах он стремился передать ощущение его присутствия.

Что смотреть: «Приговоренный к смерти бежал», «Дневник сельского священника»

Микеланджело Антониони
Чем крут: Классик итальянского кино. Антониони называют «поэтом отчуждения» за любовь к темам одиночества, неустроенности жизни пустоты. Это был поэт свободы и красоты человеческой души, которой тесно в рамках обыденности.

Что смотреть: «Приключение», «Ночь», «Затмение»

Ингмар Бергман
Чем крут: Шведский режиссер, оператор, сценарист, актер. Наряду с Антониони, Феллини, Куросавой общепризнанный гений направления «авторского» кино. Как философа Бергмана больше всего волновали экзистенциальные вопросы смысла жизни и смерти. Основной лейтмотив его творчества – ощущение пустоты и одиночества.

Что смотреть: «Осенняя соната», «Персона», «Причастие», «Молчание»

Теренс Малик
Чем крут: Американский режиссер, сценарист, продюсер и композитор. Обладатель нескольких «Оскаров» и «Золотой пальмовой ветви». Как философа Малика всегда волновали экзистенциальные вопросы: «Что такое человек?», «В чем смысл его жизни?», «Что он перед природой?». Его интересует жизнь в мельчайших деталях и проявлениях.

Что смотреть: «Новый Свет», «Дни жатвы», «Древо Жизни»

Андрей Тарковский
Чем крут: Российский культовый режиссер. Прославился экранизациями романов писателей-фантастов братьев Стругациких (картина «Сталкер») и Станислава Лема («Солярис»). Фильмы приобрели особую ценность из-за философской интерпретации сюжетов: нереальные обстоятельства используются, чтобы выделить характеры героев и разобраться в сути человеческих отношений.

Что смотреть: «Сталкер», «Солярис», «Андрей Рублев», «Зеркало»

Отар Иоселиани
Чем крут: Советский режиссер, актер, оператор. Акцент в его работах сделан на том, как безвозвратно исчезает каждая секунда человеческой жизни. Это повод для размышления, что же в этой жизни главное и что позволит приостановить ход времени.

Что смотреть: «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль»

Джим Джармуш
Чем крут: Американский режиссер и сценарист. Как и многие режиссеры-философы, Джармуш пытается понять, в чем красота жизни, как найти свой собственный, особенный смысл жизни и никогда не сдаваться.

Что смотреть: «Вне закона», «Страннее, чем рай», «Кофе и сигареты»

Фотографии: kinopoisk.ru