А. Воронов: «Во мне живет сильное чувство ответственности за то, что я делаю»


А. Воронов: «Во мне живет сильное чувство ответственности за то, что я делаю» В конце марта в Москве определили финалистов конкурса «Лидеры России 2020» в специализации «Наука», в очном этапе которой приняли участие 214 конкурсантов из 52 регионов России. Как и прежде, в числе участников конкурса молодые лидеры из МГУ имени М.В. Ломоносова. Александр Воронов, доцент кафедры экономики инновационного развития факультета государственного управления, – один из них. О том, какие знания, опыт и личные качества нужны, чтобы стать финалистом конкурса управленцев, Александр рассказал в интервью корреспондентам ЛНЖ.

О КОНКУРСЕ И ЛЮДЯХ

Александр, расскажите в двух словах о самом конкурсе «Лидеры России» и специализации «Наука», в которой Вы приняли участие?
Конкурс «Лидеры России» ‒ своего рода платформа по поиску талантливых и перспективных управленцев, именно управленцев, не только ученых и преподавателей, это важно отметить. Проводит его АНО «Россия – страна возможностей», созданная по инициативе нашего Президента в 2018 г. По специализации «Наука» конкурс проведен впервые, при поддержке Минобрнауки России и Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Особенность специализации как раз состоит в том, чем я ежедневно занимаюсь уже 10 лет как ученый и организатор в сфере науки и высшего образования.

Как проходил конкурс, из каких этапов состоял?
Конкурс начался в сентябре 2019 года. Тогда еще я не понимал, какой объем заданий предстоит решить, их уровень сложности, временные затраты, и самое главное, для чего. Осознание того, для чего я все это делаю, пришло чуть позже. И тут сработал спортивный интерес.
Для начала я прошел этап регистрации, была подготовка эссе о себе, видеоинтервью. Затем этап дистанционных тестов, среди которых оценка различных способностей: анализ вербальной и числовой информации, пространственного мышления. Был и тест общих знаний по истории, культуре, географии, экономике; умственной работоспособности и стрессоустойчивости; оценки управленческого потенциала и управленческой готовности. И, наконец, профильный тест знаний в области научно-технологического развития России. Тесты проходили в два этапа, на каждом из которых происходил отсев участников.
Важной составляющей была разработка и подготовка социального проекта «Сердце Лидера». Я выбрал и реализовал проект по развитию научно-исследовательского потенциала молодежи, популяризации науки среди школьников и студентов при поддержке молодых ученых. Для тех, кто получил допуск к полуфиналу, тестовые испытания не закончились. Предстояло подтвердить результаты дистанционного этапа уже очно, в окружении своих будущих соперников и коллег. Ждали от организаторов и допуск к полуфиналу по критерию соответствия специализации «Наука», отправляли биографии и резюме. Я прошел и эту часть.
Далее полуфинал и финал. Это командная работа с отдельными индивидуальными заданиями. Нас оценивали по различным критериям HR-специалисты и консультанты, работающие в сфере науки и обладающие профильными знаниями и навыками. Были деловые игры, дебаты, мастер-классы, разработка и представление проектов, дискуссии. Это был незабываемый опыт.

Что запомнилось больше всего в конкурсе?
Мне запомнилось больше всего общее впечатление участников конкурса, когда настолько разные люди со всей страны говорили об одном. Об эйфории от произошедшего, о новых знакомствах и даже друзьях. Я говорю серьезно, без лукавства! Я достаточно много езжу по регионам России, реализуя проекты. И рад, что еще больше узнал нашу страну благодаря конкурсу и новым людям.
52 региона представляли полуфиналисты из всех федеральных округов. К слову, в конкурсе участвовали и представители бизнеса, и органов государственной власти разного уровня. Конкуренция была серьезная, но все прошло очень интеллигентно. Я бы сказал, ощущения необычные, проиграть было бы не стыдно. Очень сильные люди собрались в одном пространстве. Кстати, спасибо НИТУ «МИСиС» за площадку, все прошло на очень высоком уровне.

Охарактеризуйте «типичного» финалиста конкурса?
Типичного финалиста не было. Повторюсь, люди были очень разные: характеры, подходы к решению проблем, реакции на барьеры и временные ограничения, необходимость держать лицо и одновременно конкурировать. Кто-то более спокойный и сдержанный, кто-то более эмоциональный и активный. Кстати, побеждали и те, и другие. Но всех объединяли такие качества как целеустремленность, упорство, работа на результат, попытка понять свои собственные возможности и границы уже имеющихся знаний, навыков и умений. Люди амбициозные, толковые, знающие свое дело.

Какие Ваши знания, опыт и личные качества способствовали успеху?
Мне сложно оценивать себя со стороны. Да и это нескромно. Нас оценивали по ряду критериев, среди которых креативность, лидерство, социальная ответственность, системное и критическое мышление, коммуникация и влияние, научная кооперация.
Отвечая на этот вопрос, вспомнил еще один интересный факт. Мы работали в условиях смены команд и экспертов-оценщиков, организаторы таким образом добивались наибольшей объективности. Каждый из участников предлагал и свой список финалистов по итогам работы в каждой команде. Это обычная практика подобных конкурсов и HR-тренингов. Сейчас я уже ознакомлен с персональным отчетом по итогам конкурса, который получил каждый из финалистов и полуфиналистов. Очень интересные наблюдения! Теперь я знаю, что мне предстоит «прокачивать» дальше. Коллеги меня отмечали, видимо какие-то из вышеназванных качеств разглядели и оценили. К слову, у меня есть несколько жестких правил по жизни. Я довожу любое дело до конца. Я верен своему делу и людям, с которыми работаю, своей команде. Ну и я в равной степени общаюсь с людьми разных поколений, продолжаю учиться.

Расскажите о награде, которую получили как финалист?
Финалисты получают возможность пройти одну из ведущих образовательных программ или стажировок в сфере управления. Наше взаимодействие с коллегами будет продолжено и на этих площадках. Пока еще ждем перечень программ и организаций. В предвкушении и ожидании новых знаний. Ну, и конечно, главная награда – это новые связи и новые возможности взаимодействия с коллегами по всей стране. На полях конкурса пообщался с новым министром науки и высшего образования В.Н. Фальковым. Я предложил встретиться с молодыми учеными МГУ и других университетов России, обсудить проблемы в сфере науки и высшей школы, предложить наше видение по их преодолению. Валерий Николаевич когда-то был председателем Совета молодых ученых и специалистов Тюменской области. Министр выразил готовность к подобным встречам.

Что посоветуете будущим участникам конкурса? Стоит ли участвовать в подобных конкурсах?
Стоит, советую. И призываю к участию в любых конкурсах, которые помогут каждому из нас познавать свои сильные и слабые стороны. Я и членам Совета молодых ученых МГУ постоянно об этом напоминаю. В одной из своих социальных сетей я написал, что не люблю конкурсы. В этом всегда есть некоторая субъективность и вкусовщина. И проигрыш, который все переживают по-разному. Но без этого сложнее развиваться и совершенствоваться, а этого я пожелаю будущим участникам и всем представителям науки и образования. Порой, полезно вводить себя в стрессовые состояния, чтобы потом немного порефлексировать, провести работу над ошибками.

О ВАШЕЙ НАУКЕ

Вы защитили диссертацию на тему «Формирование механизма обеспечения инновационной устойчивости социально-экономических систем». Как журналистам, нам понято, что такое «устойчивость» и что такое «инновация». А что значит «инновационная устойчивость»?
Моя кандидатская посвящена проблемам инновационного развития России, в частности формирования национальной и региональных инновационных социально-экономических систем. Устойчивость, как известно, может быть статической и динамической. То есть в разных политических, экономических, социальных, финансовых и иных условиях система может демонстрировать как устойчивое стабильное состояние (в статике), когда мы держимся примерно на одном уровне без серьезных скачков вниз, так и устойчивый рост (в динамике), когда количественные и качественные показатели стремятся вверх.
К сожалению, наша экономика по-прежнему существует таким образом, что о необходимости устойчивого роста инноваций в динамике мы забываем, как только входим в очередную кризисную волну. Да и в некризисное время интенсивность инновационного развития, поддержка инфраструктуры и субъектов инновационной деятельности оставляет желать лучшего. А таких только серьезных макроэкономических кризисов за историю современной России за 30 лет было уже пять циклов. Однако все понимают стратегическую важность перехода от сырьевой экономики к инновационной, об этом нельзя забывать в любых условиях, иначе мы не изменимся. Региональные инновационные системы в данном случае должны стать драйвером инновационной устойчивости, обеспечить условия инновационного развития. Свою докторскую я продолжаю по этой же тематике, делая больший уклон именно на региональную экономику и пространственное развитие.

Вы руководитель Центра инновационного проектирования. Скажите, каковы задачи центра, и как Вы совмещаете эту работу с преподавательской деятельностью?
Главная задача Центра – поиск и реализация инновационных проектов, научно-исследовательских работ, государственных контрактов. Также мы выстраиваем коммуникацию между сотрудниками, кафедрами, как внутри факультета государственного управления, так и с внешней средой. Формируем новые активные команды, которые работают с междисциплинарными темами. Мы – проектная группа, которая стремится к реализации очень разных задач и руководствуется в своей деятельности принципами проектного управления. Это большое творчество, оно не может мешать преподавательской деятельности. Наоборот, только помогает. Это практика, которая так интересна студентам.
  
Вы также возглавляете Совет молодых ученых МГУ. Какие задачи перед собой как руководителем Вы ставите для развития Совета?
Своей главной задачей в качестве председателя Совета вижу создание условий для поддержки инициатив молодых ученых, содействие в росте и развитии каждого молодого ученого Московского университета. Нам нужна большая команда молодых людей, которые продолжат прославлять Московский университет, принесут пользу обществу, станут, не постесняюсь сказать, примером для других.
Если говорить конкретно о молодежи Московского университета – она объективно лучшая, тому свидетельствуют баллы поступающих в МГУ студентов, будущих молодых ученых. А Совет молодых ученых, если позволите, это объединение лучших из лучших. Нам есть куда расти, потенциал нашего Совета очень большой. Будем его раскрывать совместными усилиями. И здесь снова скажу о научной коммуникации, это один из приоритетов. Ну и дипломатия, разумеется.

ПОРТРЕТ ЛИДЕРА

У Вас два высших образования в разных сферах – управлении и юриспруденции. Как этот опыт помогает в Вашей профессиональной деятельности?
Вы знаете, мой первый университет, МЭСИ, дал мне такие практики как студенту специальности «Государственное и муниципальное управление», о которых я и мечтать не мог. На одной из них, в Администрации Президента РФ, мой руководитель по месту прохождения задала мне вопрос, а кто такой менеджер госуправления? И я этот пример всем своим студентам всегда привожу. Она меня спросила: «Вы юристы?». И чуть позже я понял, что мне нужно развивать дальше свое образование. И поступил на кафедру конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ.
Очень благодарен своему научному руководителю на юрфаке, профессору С.А. Авакьяну. В итоге я стал специалистом в сфере госуправления, который еще и освоил юридическое мышление, познал юридическую науку, сферу государственного права. Это очень помогает мне по жизни. У меня между защитой магистерской и кандидатской диссертации было 6 дней. И получение степени кандидата наук по специальности «Экономика и управление народным хозяйством» ‒ продолжение моего единого и осознанно выбранного образования. Я люблю свою профессию.

Ваша работоспособность поражает. Что Вам помогает так плодотворно трудиться?
Мне везет в жизни с моими руководителями. Мой первый руководитель и научный руководитель профессор Л.С. Леонтьева, очень активный и много работающий человек, заложила во мне основы и развила большой предел работоспособности. Зав. кафедрой экономики инновационного развития, профессор М.В. Кудина, мой нынешний руководитель, занимается и кафедрой, и развитием факультета, и работой в качестве ученого секретаря Ученого совета ФГУ, и в диссертационных советах, проектной и научной деятельностью.
Я жил всегда в условиях большого объема работы и совмещения разных, но обязательно смежных направлений. И вокруг меня такие же люди. Всегда стремлюсь объединять собственные усилия, выстраивать работу таким образом, что она оказывается полезна одновременно в нескольких направлениях, в которых тружусь. И так было всегда. Я просто по-другому не жил. И мне это очень нравится. За мной еще работа в качестве ученого секретаря диссертационного совета МГУ по экономическим наукам. Работа с бюрократией в науке очень держит в тонусе, кстати.

Каковы Ваши методы управления временем с учётом множества обязанностей?
Главный метод, он же навык, – верная расстановка приоритетов и достижение всех без исключения поставленных задач. Во мне живет сильное чувство ответственности за то, что я делаю, и перед теми людьми, с кем работаю и взаимодействую.

А Как отдыхаете? Есть ли у Вас хобби?
Люблю фотографию, путешествия, новые знакомства. Я много гуляю, пешком, по центру города круги наматываю. Люблю кино и музыку, очень разную. Люблю мобильную технику и технологии, с детства.

Куда направляетесь?
Направляюсь туда, куда еще решил опять же в детстве. Хочу стать высококлассным управленцем, это мое. То есть, ну вы понимаете, я сильно мотивирован. Работа в науке и высшей школе. В этом деле и развиваюсь.

Спасибо!