Дайджест научного журнала «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика». № 1. 2020


Дайджест научного журнала «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика». № 1. 2020 Журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» – старейшее научное издание в России, история которого началась в 1946 году. Сегодня журнал включен в базу данных лучших российских изданий RSCI, размещенную на платформе Web of Science, а также входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ. Статьи традиционно посвящены проблемам изучения журналистики, СМИ, медиа, представляют результаты актуальных исследований в области журналистики и массовой коммуникации.

Первый номер журнала за 2020 год начинается с публикации профессора факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Т.И. Фроловой и доцента факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Д.Ю. Кульчицкой. В статье описан опыт внедрения журналистов-роботов в практику информационных агентств «Интерфакс» и «ТАСС». Опыт двух редакций авторы сравнивают с существующими зарубежными практиками. В статье выделены основные тематические особенности новостных текстов, созданных с помощью алгоритмов искусственного интеллекта, детально описан процесс создания автоматизированных текстов, проанализированы заметки, написанные с использованием программ-роботов. Исследователи приходят к выводу, что эти программы освобождают журналистов от рутинных задач и позволяют переключить внимание и время на создание более сложных текстов. Однако редакторы пока скептически настроены в отношении расширения сферы применения алгоритмов. На данном этапе использование алгоритмов требует серьезных финансовых затрат. Кроме того, как отмечают авторы, существующие программы не безупречны и совершают много ошибок. Однако сегодня не ясно, кто будет нести ответственность за ошибки в тексте, который создал робот. И превратиться ли в скором времени искусственный интеллект из «технологии для избранных» в «технологию для многих»? 


Статья, написанная доцентом факультета журналистики МГУ Ю.И. Долговой в соавторстве с редактором группы «Деловые новости» информационной программы «Сегодня» телекомпании НТВ М.В. Пименовой, представляет интерес для широкого круга читателей, так как речь в ней идёт об известной каждому «Прямой линии» с Президентом Российской Федерации. Информирование граждан о позиции главы государства по актуальным проблемам, ответы на волнующие население вопросы, создание «эффекта общения» – задачи, решение которых служит важной цели любого демократического государства – вовлечению граждан в политический процесс. Вместе с тем, как утверждают авторы, передача провоцирует множество споров о том, насколько аутентично и интерактивно взаимодействие народа и власти, происходящее в прямом эфире. Целью проведенного авторами исследования стало изучение интерактивных элементов, используемых в передаче для организации общения главы государства и народа. Так много написано книг о правилах искреннего поведения на экране. Однако и сегодня телевизионный разговор президента с народом готовится заранее, что может привести к возникновению угрозы своеобразной искусственности беседы с героями. С чем связаны данные риски? Как решить возникающие проблемы? Стоит ли продюсерам изображать эмоции, в которые зрителям трудно поверить? На эти и другие вопросы отвечают исследователи в своей статье. 


Материал «Нарратив в мультимедийной журналистике: анализ российских и зарубежных медиапроектов», написаный редактором телеканала «Матч ТВ» Д.Г. Качановым, будет интересен и поучителен для студентов, желающих найти себя в мультимедийном пространстве, для журналистов, уже работающих в этой области журналистики, а также для руководителей и владельцев современных медийных ресурсов. В статье представлены результаты количественного и качественного анализа 30 мультимедийных журналистских проектов, опубликованных на сайтах различных СМИ в период с 2014 по 2019 гг. Автор выбирает сочетание исследовательских подходов, так как это позволяет сопоставить результаты и глубже осмыслить изучаемую проблему. Сравнивая проекты российских и зарубежных медиа, исследователь отмечает, что в большинстве русскоязычных материалов текст является основой повествования. Англоязычные же мультимедийные нарративы более разнообразны в плане навигации, верстки и дизайна, благодаря чему может происходить воздействие на разные органы чувств читателя. Автор делает вывод о том, что мультимедийные проекты помогают «упаковать» историю в привлекательный формат, где каждая фотография и каждое видео, каждый элемент дизайна связаны друг с другом, связаны с текстом, и в этом сочетании они продвигают историю, захватывая внимание аудитории и не отпуская его до самого конца. Естественно, если речь идет о качественном мультимедийном нарративе.


В статье аспиранта факультета журналистики МГУ Е.Р. Жаровского представлены результаты исследования коммуникативных функций журналистских материалов о культуре, опубликованных в СМИ Крымского полуострова. Автор провел контент-анализ 3478 текстов, представленных в материалах 11 крымских СМИ в 2015-2017 гг. На основании полученных результатов автор сделал вывод о том, что журналистам Крымского полуострова следует более внимательно относиться к описанию культуры других регионов России, расширять жанровую палитру, более активно использовать разнообразные возможности визуализации. 


Еще одна статья, опубликованная в номере, – материал Э.Б. Терченко, посвященный острой для журналистов теме, трансформации концепции традиционного делового издания, ставшей неизбежным следствием модернизации современного информационного пространства. Целью исследования, проведённого автором, стало изучение основных читательских предпочтений аудитории деловых изданий. На материалах анализа наиболее популярных текстов газеты «Ведомости» за 2017 год автор попробовал ответить на вопрос о том, какие темы чаще выбирают читатели. Обнаружилось, что появляется разрыв между представлениями редакции о том, что интересно читателю, и выбором самих читателей. Можно предположить, что результаты исследования будут интересны не только сообществу журналистов, практикам и исследователям, но и владельцам специализированных СМИ.


Также в номере опубликован материал главного редактор журнала Fake-MM П.Е. Шевченко, посвященный так называемому кризису беженцев (или кризису мигрантов) 2015-2016 гг. Целью проведенного автором исследования стал анализ образа беженцев/мигрантов, созданного в онлайн-версиях газет «Le Monde» и «Le Temps», и осмысление терминологических трудностей, с которыми сталкиваются представители современных массмедиа. Как утверждает автор, знак равенства, поставленный СМИ между терминами «беженец» и «мигрант», переносит кризис беженцев на уже интегрированных иммигрантов, создавая культурные конфликты и предубеждения. Очевидно, что статья представляет интерес прежде всего для рядового читателя, интересующегося проблемами миграции и миллионными потоками беженцев, наводнивших страны Европы. Кроме того, она будет интересна и исследователям, так как является примером организации самостоятельного эмпирического исследования. Наконец, можно предположить, что полученные автором результаты и сделанные им выводы будут ценны для журналистов, освещающих социальные проблемы Европы.


Завершается номер публикацией сотрудника факультета журналистики МГУ А.А. Волковой, посвященной методике, которая позволяет качественно оценивать достоинства и недостатки внутрикорпоративных газет в формировании лояльности персонала. Автор статьи резюмирует, что создание на базе внутрикорпоративного издания дискуссионной площадки по обмену опытом значительно повышает возможности такого издания по вовлечению персонала в достижение целей компании. Материал в первую очередь обращен к журналистам, работающим в корпоративных СМИ, поскольку он предлагает научно обоснованный подход к формированию стратегии корпоративного издания. Но, вероятно, публикация будет интересна и молодым ученым, задумывающимся о программе собственного исследования.


Фото: «Прямая линия» с президентом РФ Владимиром Путиным 15 июня 2017 года. Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС.