Дайджест научного журнала «МедиаАльманах». Выпуск №1 (96). 2020


Дайджест научного журнала «МедиаАльманах». Выпуск №1 (96). 2020 Научный журнал «МедиаАльманах» был основан в 2003 году. Издателем журнала является НП «Партнерство факультетов журналистики». "МедиаАльманах" включен в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ. Издание предназначено для исследователей и преподавателей СМИ и журналистики, для формирующегося нового поколения профессионалов-исследователей в области СМИ.

Крупные города, мегаполисы и мировые столицы сегодня представляют собой пространство культурного и экономического существования медиа. Как медиа влияют на города, а города – на медиа? И каково их влияние на сферу экономики и культуры при условии их тесной связи? В материале «Медиа и город: об актуальных взаимовлияниях», в колонке главного редактора, члена-корреспондента РАО Е.Л. Вартановой вы найдете ответы на эти вопросы. Одной из ключевых характеристик мегаполиса выступает его потенциал создавать не только для своих жителей, но и для других городов и государств мощные информационные потоки, в том числе имиджевого характера, привлекающие инвестиции и туристов. Всем нам известны крупные мегаполисы, ставшие одновременно и медиахабами: Нью-Йорк, Лондон, Париж, Рио-де-Жанейро, Шанхай, Мумбаи. Особое место в этом списке занимает центр российской медиасистемы – Москва. Она создает общенациональное информационное пространство, которое формирует и поддерживает общие для России ценностные установки, новостную повестку, культурную идентичность и языковые стандарты. Е.Л. Вартанова отмечает - важно учитывать тот факт, что, «несмотря на многие процессы, которые превращают СМИ в виртуальные субъекты общественно-политической жизни, медиа сохраняют свои тесные связи с государством, обществом и аудиторией».

В рубрике «Научные парадигмы» представлена публикация «Связи с общественностью в парадигме цифровой экономики» профессора факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова В.М. Горохова и доцента факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова М.Г. Шилиной. В конце 2010 гг. экономика и общество становятся нормативно цифровыми. Концепция цифровой экономики определяет предпосылки для трансформации связей с общественностью в стратегически значимую для экономики и общества индустрию. До настоящего времени пиар традиционно выполнял не стратегические, а маркетинговые функции. Целью исследования, описанного авторами, является определение в парадигме цифровой экономики параметров российских связей с общественностью как потенциально стратегической коммуникации. В статье проанализированы трансформации моделей маркетинговой, пиар- и стратегической коммуникации в парадигме цифровизации, датификации и цифровой экономики. В ходе своего исследования авторы опровергают выдвинутую ими гипотезу о том, что в условиях цифровой экономики произойдет трансформация маркетинговой модели отечественных связей с общественностью в стратегическую модель.

Статья доцентов факультета журналистики МГУ А.В. Вырковского и А.В. Колесниченко посвящена новым медиа как площадкам политического дискурса в странах постсоветского пространства. Сегодня изучение новых медиа как фактора формирования политического процесса является одним из самых популярных направлений исследований. В результате структурно- типологического анализа политического дискурса в России, Украине, Белоруссии и Казахстане авторы пришли к выводу о том, что политический дискурс в новых медиа данных государств имеет свои характерные черты: он сконцентрирован в различных социальных сетях, формируется разными акторами, его тематика, как и стилистические особенности заметно отличаются в каждой из четырех изученных стран.

В статье, написанной старшим преподавателем факультета журналистики МГУ Г.С. Филаткиной в соавторстве с аспиранткой факультета журналистики МГУ М.И. Давлетшиной, рассматриваются мотивационные факторы телевизионного потребления российских детей̆ и подростков. Для решения поставленных исследовательских задач авторы провели 24 глубинных интервью с представителями молодого поколения в Москве, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Исследователи резюмировали, что, несмотря на активное использование цифровых технологий, российская молодежь не отказывается от просмотра телевизора. Кроме мотивации к развлечению, молодежь обращается к телевидению для удовлетворения своих образовательных, информационных и социальных потребностей.

Публикация сотрудника факультета журналистики МГУ А.А. Прощенко является частью большого исследования, посвященного изучению образа Ф.М. Достоевского на страницах газеты А.С. Суворина «Новое время». Автор статьи доказывает, что ни одна другая газета не писала о Достоевском так много и часто, как «Новое время», ни одна другая газета не сыграла в сохранении памяти о нем такой заметной роли. В статье представлен обобщенный анализ массива новых данных, призванный показать необходимость дальнейших исследований по данной теме, поскольку они могут существенно обогатить историю русской литературы и журналистики.

Материал аспирантки факультета журналистики МГУ М.Н. Королевой посвящен параинформационным приемам СМИ в освещении стихийных бедствий. Предметом ее исследования стали приемы, которые используют журналисты, чтобы привлечь внимание к изданию и установить с читателем эмоциональный контакт. Автор проанализирован 199 публикаций, посвященных резонансным природным явлениям на территории РФ и опубликованных на онлайн-платформах «Российской газеты», «Комсомольской правды» и на сайте Lenta.ru в период с 1 января по 31 декабря 2017 год. В результате исследования автор подтвердила выдвинутую им гипотезу о том, что характер представления стихийных бедствий и количество используемых параинформационных приемов отличаются в разных изданиях и зависят от их направленности и активности использования редакциями СМИ новых технологий.

Рубрика «Массмедиа зарубежом» представлена публикациями аспирантки факультета журналистики МГУ М.Г. Зайцевой и магистрантки факультета журналистики МГУ К.О. Долголаптевой. Обе публикации посвящены медиасистеме Швейцарии, которую отличает выраженность «партийной прессы», исторически восходящей к XX столетию, и активная роль государства в продвижении СМИ.

Целью исследования М.Г. Зайцевой было проанализировать онлайн-медиа и мультимедийный контент, которые они публикуют, и определить, как типология издания, его трафик и аудитория влияют на использование в публикациях конвергентных элементов. В качестве объекта анализа автор выбрала четыре немецкоязычных медиа Швейцарии. В выборку вошли как надрегиональные, так и региональные издания. Автор приходит к выводу о том, что, исходя из специфики работы, редакционных возможностей̆ и особенностей̆ медиапотребления аудитории, редакции самостоятельно выбирают подходящие мультимедийные элементы, вырабатывая оптимальные форматы медиатекстов. Также крупные редакции чаще используют возможности цифровой платформы: формируют специализированные редакции, добавляют интерактивные компоненты, работают над крупными мультимедийными проектами. Региональные редакции ограничиваются использованием отдельных мультимедийных элементов, подстраиваясь под запросы своей аудитории.

В своей статье К.О. Долголаптева рассматривает факторы, влияющие на формирование образа России как участника международных конфликтов в повестке швейцарских франкоязычных массмедиа. В рамках исследования автор провел контент-анализ текстов крупных СМИ, а также проанализировал публикации изданий по критериям «мирной журналистики» норвежского ученого Й. Галтунга.

Также в номере опубликован материал аспирантки факультета журналистики МГУ А.Г. Ивановой, в котором на основании архивных документов автор восстанавливает историю издания журнала «Атеней» публицистом и переводчиком Е.Ф. Коршем. Для этого были изучены фонды РГИА, Отделов рукописей РНБ и РГБ. Автор доказывает, что журнал, который принято рассматривать как издание, посвященное литературе, критике и истории, на самом деле был важной площадкой для развития либеральной мысли предреформенного периода.

В статье «Дизайн печатных СМИ: эволюция понятия «композиция», написанной доцентом факультета журналистки МГУ С.И. Галкиным, представлены результаты анализа исследований теорий композиции. Автор резюмирует, что журнал и газета в настоящее время имеют так мало общего, что рассмотрение композиции как единого целого в различных типах изданий нецелесообразно.

В публикации аспирантки факультета журналистики МГУ Е.А. Стрига представлены результаты контент-анализа массовой периодической печати России, проведенного в 2018–2019 гг. при поддержке Союза журналистов России с целью оценки практик продвижения здорового образа жизни и выявления ресурсов повышения их потенциальной эффективности. Автор комментирует достижения и просчеты газетных изданий в контексте представлений о здоровье как гуманитарной ценности и его воздействии на национальное развитие.

Завершается номер рецензией на книгу руководителя программы фотожурналистики в Датской школе средств массовой информации и журналистики Сёрена Пагтера «Такое важное фото. Фотожурналистика – почему и как?». Автор рецензии – доцент факультета журналистики МГУ О.А. Бакулин – дает название своей рецензии «Фотография – это не о камерах и технологии», тем самым раскрывая главный месседж книги Пагтера и подчеркивая вслед за датским коллегой, что технические средства могут помочь фотографу рассказать свою фотоисторию наилучшим образом.