Научно-популярное телевидение глазами Александры Говорченко


Научно-популярное телевидение глазами Александры Говорченко 12 октября в рамках спецкурса программы «Научная журналистика и коммуникация» на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова истинный асс научно-популярной тележурналистики Александра Говорченко поделилась со студентами творческими приемами и секретами своего мастерства.

Александра Говорченко – ведущая программы «Агрессивная среда» на телеканале «Наука». За ее спиной 16 лет в научно-популярной журналистике, более ста фильмов и программ. «В нашей области не так много людей, желающих посвятить себя научной журналистике. Здорово, что такие единомышленники есть. Я бы хотел, чтобы ребята, занимающиеся научно-популярным телевидением у нас на факультете, все-таки расширили свой диапазон не только лиц, но и инструментов, и методов работы. Безусловно, у каждого автора программы, несмотря на то, что есть какой-то общий инструментарий, есть свои подходы и свой стиль. Ты, Александра, и формат твоей программы «Агрессивная среда» - это такой бренд в научно-популярном телевидении, и ты его автор», - представил Александру Говорченко студентам старший преподаватель факультета журналистики МГУ, креативный продюсер телеканала «Моя планета» Роман Лобашов.

В начале своего выступления Александра пояснила слушателям, что научпоп является очень эклектичным направлением в журналистике, так как может включать в себя разнообразные жанры. «Здесь могут быть и элементы трэвела, на который можно нанизывать открытия и научные факты, которые совершенно по-другому заиграют, когда ты оказываешься в этой среде, в агрессивной среде. Это может быть и интервью, это может быть и историческое расследование, как, например, у Леонида Парфенова. Это могут быть и портретники людей, которые я больше всего люблю в научпопе». И действительно, не у всех журналистов сильной стороной является общение с людьми. Как отметил Роман Лобашов, фильмы Александры отличаются тем, что она не просто использует людей как источник информации, но влюбляется в своих героев. В научно-популярном телевидении это редкость. Еще одной особенностью научно-популярной журналистики является то, что в ней может быть новостной повод, от которого можно отталкиваться, а может его и не быть. «Здорово, что он новостного повода в научно- популярной журналистике ты практически не зависишь»,- поясняет А. Говорченко.

По словам Александры, главная задача научно-популярной журналистики – это взять что-то сложное, разложить его и рассказать об этом максимально просто. «Устроить такой маленький большой взрыв, а потом из него создать вселенную», - так представляет себе научпоп спикер. Однако, чтобы это осуществить, журналист должен сам глубоко разобраться в теме, ведь, если ты ничего сам не понял, то ты никогда не сможешь это объяснить другим. «У меня бывали такие случаи, когда я сидела 5-6 часов с какими-то физическими формулами и пыталась понять, а как эта формула работает. Это забавно, когда ты сидишь и перед тобой такая кипа бумаг, исписанная какими-то иероглифами, и ты пытаешься понять, а так ли ты это понял или нет»,- рассказывает Александра.
Кроме того, что журналисту нужно разбираться в теме, он еще должен уметь находить понятные для зрителя аналогии. «Самый простой инструмент – это провести аналогию с чем-то понятным. Он достаточно прост в отличии от компьютерной графики или от других каких-то инструментов, - поясняет Александра. - Многие считают, что эта такая плохая журналистская калька, но если с этим поиграть, то это будет классно, интересно и гораздо понятнее, чем даже показывать на графике».

Рассказывая об этапах подготовки научно-популярной программы, Александра отметила, что выбранная тема должна быть емкой, интересной и яркой с точки зрения визуала. Однако в научно-популярном телевидении важную роль играет не только наглядное изложение, но и эксперименты. «Можно долго рассказывать, стоя внизу, о работе промышленных альпинистов, но пока ты с ними не проползешь, ты, во-первых, сама не поймешь каково это, а во-вторых не поймет и не прочувствует твой зритель», - рассказывает А. Говорченко. Главная роль журналиста - постоянно оправдывать свое появление в кадре. В отличие от новостей, где журналист появляется в кадре для того, чтобы обозначить тот факт, что все снимается здесь и сейчас, в научном-популярном телевидении появление журналиста в кадре - это попытка передать эмоции либо на себе проверить что-либо экспериментальным путем. «И здесь твои эмоции будут иногда играть гораздо более важную роль, чем какие-то сухие цифры и факты. Хотя, конечно, от информации в научпопе тоже нельзя отказываться. Нужен баланс. Важно суметь сплести косичку из эмоций и информации, так получится гораздо живее и проникновеннее», - отмечает Александра.

В заключении своего мастер-класса Александра Говорченко подчеркнула, что любой фильм складывается из многих этапов, на каждом из которых важна работа всех ваших коллег. «Создание любого фильма, в том числе научно-популярного – это адская и очень сложносочиненная вещь, как очень сложносочинённая вещь и сама научно- популярная журналистика в целом», - подытожила Александра.

Следующий мастер-класс в рамках спецкурса программы «Научная журналистика и коммуникация» на факультете журналистики МГУ состоится 26 октября. Приглашенным гостем выступит Алексей Егоров, выпускник факультета журналистики МГУ, автор и ведущий проектов на телеканале «Наука» («Не факт», «Правила взлома» и др.)