Мария Кюри: начало ядерной медицины


Мария Кюри: начало ядерной медицины В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась онлайн-лекция на тему «Клинический случай. Спасти Марию Кюри», в рамках которой представили премьерную серию фильма «Мария Кюри: сгоревшая заживо» и обсудили развитие ядерной медицины. Среди участников дискуссии: Андрей Каприн, главный внештатный онколог Минздрава России, Дмитрий Мустафин, д.х.н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» РХТУ им. Д.И. Менделеева, Степан Калмыков, д.х.н., декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАН, Ольга Максимова, преподаватель учебно-научного центра радиационного и экологического контроля экологического факультета РУДН.

«Мари Кюри относится к той категории выдающихся ученых, которые не только внесли вклад в историю науки, но и оказали влияние на ход всей нашей цивилизации. Потому что открытия, связанные с радиоактивностью, позволили нам войти в новую эру – эру ядерных исследований, которая принципиально изменила всю жизнь человечества», – начал лекцию Дмитрий Мустафин.

История Кюри началась в Российской империи. В то время женщина не могла получить высшее образование, поэтому в науке Мария будет известна как польская и французская ученая, а не российская.

В истории науки Мария известна прежде всего открытием радия. Внимание исследователя привлекло излучение урановой руды неизвестного свойства. Четыре года Кюри пытались выделить из урановой руды неизвестный излучающий элемент. Эксперименты и опыты проводились четой Кюри в старом сарае. Именно тут было положено начало таким технологиям, как ядерное оружие, мирная атомная энергетика, ядерная медицина. В 1902 году Мари выделила 1/10 грамма чистой соли нового вещества – радия.

Цена открытия была высока. «Судить о дозе, которую она получила, мы можем по патологии, которая, собственно, известна: это лучевые ожоги, которые возникают при дозе излучения порядка 2, 3 и выше грей (Гр), и болезни крови, которую она получила за счет инкорпорации радия в костную ткань», – прокомментировала Ольга Максимова.

В начале XX века врачи еще не могли знать, как лечить такие ожоги. Единственным их советом было бросить проведение опытов. Мария, конечно, была против и продолжала посвящать себя экспериментам с химическими веществами. В результате к личным вещам Марии Кюри нельзя прикасаться ближайшие 1,5 тыс. лет – именно столько времени занимает распад радия 226.

Эксперименты ученой послужили началом нового направления в лечении злокачественных новообразований – кюритерапия. Сегодня это область больше известна нам как лучевая (или радио-) терапия. В России начало радиотерапии положила лично Мария Кюри. В 1903 году она познакомилась с Владимиром Зыковым, заместителем директора первой в Европе раковой лечебницы, будущей НИИ онкологии имени Герцена. Кюри передала ему несколько миллиграммов радия. С этого началась российская лучевая терапия. Проводилась она, естественно, иначе, чем сейчас. Ампула с веществом бралась защитными перчатками и укладывалась на пораженное опухолью место. Радиоактивное излучение поражало клетки опухоли (укладки, содержащие радиоактивный компонент, принимаются в онкологии до сих пор, только вместо дорогостоящего радия используют, например, кобальт 60). «Подход был настолько отработан, что ожогов было минимум», – отметил Андрей Каприн.

Последние десять лет Мария страдала от постоянного упадка сил, причину которого не могли установить. 2 июля 1934 года Мари Кюри не стало. Диагноз стал ясен только после вскрытия. «Хоронили ее с особыми предосторожностями: деревянный гроб поместили в свинцовую капсулу, а эту капсулу поместили во второй деревянный гроб. И когда в 1995 году ее саркофаг переносили в пантеон, то обнаружили колоссальное излучение даже через 60 лет, которое было в 30 раз выше, чем фоновое значение», – рассказал Дмитрий Мустафин.

Смогли бы сегодня врачи спасти жизнь Мари Кюри? При апластической анемии костный мозг практически не производит клетки крови или производит, но гораздо меньше нужного. Трансплантация костного мозга – один из вариантов полного излечения. Непосредственный источник кровяных телец – стволовые гемопоэтические клетки, которые находятся в костном мозге. Радиация, полученная от опытов и постоянного контакта с радием, изменила эти клетки, и собственная иммунная система Марии Кюри уничтожила их как чужеродные объекты. Вот зачем нужна замена костного мозга.

Онлайн-лекция завершилась вопросами зрителей о фактах биографии Марии Кюри, на которые отвечал Степан Калмыков.


Только факты…

♣ Мари Кюри – первая женщина, получившая нобелевскую премию, единственная женщина, получившая ее дважды.
♣ Она единственный нобелевский лауреат, ставший матерью следующего нобелевского лауреата.
♣ Кюри – первая женщина-преподаватель Сорбонны.
♣ Первооткрывательница двух новых элементов периодической системы (радия и полония), автор понятия радиоактивности, первая в истории жертва радиационной апластической анемии.
♣ Апластичекая анемия была описана еще в 1888 году Паулем Эрлихом.
♣ О том, что радий может быть опасен, ученые не догадывались еще долгое время после его открытия. В 1924 году в Нью-Джерси жертвами радиации стали более десятка работниц фабрики по выпуску светящихся часов. Они работали с радиевой краской, светящейся в темноте. Для того, чтобы нанести краску, девушки дотрагивались кисточкой до языка. Последствия: рак языка, губ и полости рта…

Фото: https://culture.pl/ru/work/mariya-sklodovskaya-kyuri-rezhisser-mari-noel