На факультете журналистики МГУ обсудили работу исследователей с нетипичными аудиториями


На факультете журналистики МГУ обсудили работу исследователей с нетипичными аудиториями На факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в онлайн-формате состоялось заключительное в этом году заседание Клуба молодых ученых журфака на тему «Работа исследователя с нетипичными аудиториями: методика и практики изучения сообщества глухих людей». В рамках встречи опытом исследовательской работы поделились старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации, старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ Никита Большаков и сотрудник кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики Юлия Шамсутдинова.

В начале своего выступления Никита Большаков отметил, что методика проведения интервью с представителями данного сообщества напрямую связана с его контекстуальным пониманием.

Глухота понималась и понимается совершенно по-разному в зависимости от временных рамок: как медицинский диагноз, как социальный конструкт и как основа идентичности для представителей сообщества. «Голос – это живая эманация того духа, который Бог вдохнул в человека, когда наделил его душой. Сколько глупости мы находим в этих несчастных глухих! Как мало они отличаются от животных! Как неадекватен и дефектен язык жестов и знаков, которые глухие вынуждены использовать», – писал голландский врач Иоганн Конрад Амман. Так, интерпретация конца 17 – начала 18 века, безусловно, отличается от сегодняшней. Тем не менее, факт того, что раньше глухота воспринималась исключительно как медицинский диагноз, неоспорим.

Спустя почти век на Миланской конференции по образованию глухих ее президент А.Д. Тарра отметил, что «устная речь — единственная сила, которая может возродить тот свет, который Бог вдохнул в человека, наделив его тело душой, а также средством познания, постижения и осмысления себя». Сторонники данной концепции ставили своей первостепенной задачей научить глухих говорить. Это способствовало, к примеру, появлению феномена орализма (прим. ред.: обучение глухих студентов устной речи с использованием чтения по губам, речи и подражания формам рта и дыхательным паттернам речи; орализм стал особенно популярен в Соединенных Штатах примерно в конце 1860-х годов).
До конца 20 века общества глухих находились под контролем людей слышащих. «Неидеальный человек, являющийся лишним в обществе, не был нужен», – замечает докладчик.

Однако с конца 19 века происходит чёткое самосознание глухих, перелом, после которого инвалидность стала не болезнью, а концепцией условий. «То есть, если глухонемой, – говорит Большаков, – пришёл в магазин и не смог купить молока, это не значит, что он ущербен и является инвалидом, это значит, что не было создано надлежащих условий для того чтобы он смог воспользоваться услугами». В 1960-е происходит осознание глухими своей принадлежности к многообразию человеческих культур. «Глухонемые – это не калеки, это определённая группа, со своей особенной культурой», - резюмирует спикер.
Как мы понимаем глухих? Именно использование языка жестов определяет то, как глухонемой человек взаимодействует с миром и понимает те или иные слова. Жестовый язык к концу 20 века стал признаваться как полноценный язык общения. Этот язык – основа гордости глухих. Идя работать с нетипичными аудиториями, исследователь должен найти с ними общий язык.

В конце своего выступления докладчик сформулировал базовые правила в общении и проведении интервью со слабослышащими:
1. Найдите «проводников», людей которые познакомят вас с сообществом
2. Избегайте внешних помех
3. Не надо кричать или говорить слишком медленно
4. Не закрывайтесь, не отворачивайтесь
5. Избегайте двусмысленностей
6. Не перефразируйте фразу
7. Хорошо подготовьтесь и общайтесь с человеком
8. Обсудите организационные моменты с переводчиком

Юлия Шамсутдинова рассказала об исследовании, которое провела в данной области. По ее словам, в России нет статистики о количестве глухих людей. В ходе своего исследования она изучила условия, в которых сейчас проживают глухие люди и попыталась понять, сталкиваются ли глухие и слабослышащие люди с проблемами и ограничениями, обусловленными недоброжелательным отношением со стороны слышащих в процессе коммуникации в реальной жизни и в социальных медиа. Как уже было сказано, далеко не всегда слабослышащим людям предоставляются необходимые удобства, что сильно мешает им контактировать с окружающим миром. Юлия Шамсутдинова также подчеркнула важность понимания языка собеседника: «Нет одного универсального способа общения с глухим или слабослышащим человеком, поскольку может быть разная степень потери слуха, базовый язык…»

«Специфика этой группы состоит в том, что без изучения особенностей сообщества, коммуникация налажена не будет. Следует почитать статьи, посмотреть ролики, где объясняется, как грамотно общаться с представителями данного сообщества. Необходимо составить портрет человека перед тем, как говорить с ним», – резюмировал Никита Большаков.

Текст: Анна Эчина