Ранний Лотман. Откуда взялась Тартуско-московская школа и что она сделала для гуманитарной науки
В РГБ прошла первая лекция из цикла к 100-летию со дня рождения литературоведа, культуролога, семиотика Юрия Лотмана. Кандидат филологических наук, постоянный лектор и фактчекер Arzamas.academy, научный сотрудник Таллинского университета Михаил Трунин рассказал слушателям о том, откуда взялась Тартуско-московская школа и что она сделала для гуманитарной науки.
Лектор рассказал о начале жизненного пути специалиста по русской литературе XIX века, ведущего пушкиниста Юрия Лотмана. Его монография «Лекции по структурной поэтике», которая вышла в 1964 году, и прошедшая в августе того же года Летняя школа по вторичным моделирующим системам дали начало уникальному научному сообществу Советского союза: Тартуско-московской семиотической школе. Семиотика (в другой терминологии «структурная поэтика») изучает строение и функционирование знаковых систем, является одновременно и наукой, и научным методом. Уникальность Тартуско-московской семиотической школы, неформальным лидером которой стал Юрий Лотман, заключалась в том числе и в том, что методы семиотики стали применяться не только в лингвистике, которой был вдохновлен в то время Лотман. На фоне так называемой марксисткой эстетики, устоявшейся в советском литературоведении, появляется революционный для того времени метод изучения художественного произведения: структурный. Идеологический подход с точки зрения классовой борьбы сменяется анализом знаков, образов, приемов. Их повторяемость, сходство и различие, и главное, их место в системе всего произведения и исторического контекста – раскрывают истинный замысел автора. Таков беспристрастный подход структуралиста. По выражению одного из основоположника семиотики, швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра, знак приобретает значимость только когда он занимает определенное место в системе противопоставлений. Сегодня системный, семиотический, структурный подход к анализу художественного произведения является общепризнанным методом филологии.
Интересно, что Юрий Лотман обратился к семиотике в период глубочайшего творческого кризиса. Как рассказал лектор: «По воспоминаниям сына Лотмана, Михаила, круг проблем, исследованию которых он посвятил предшествующие годы, если и не полностью утратил для него интерес, то, во всяком случае, потерял значительную часть своей привлекательности». Выходом из кризиса стало обращение к строго научному, проверяемому методу структурного анализа. Филология из набора субъективных интерпретаций и идеологических догм превращалась в серьезную науку, методологически подобную точным и естественным наукам. Выверенная и сложная терминология советской семиотики тоже работала на то, чтобы новый подход обрел строго научный облик», - отмечает лектор.
Эти идеи пришли к Лотману от московских молодых лингвистов-семиотиков, которые объединились вокруг Вячеслава Иванова и Владимира Торопова. При этом, лектор утверждает: «Ученые начали развивать структуралистский подход к изучению не только естественного языка, но и явлений культуры, включая художественную литературу». Довольно скоро это направление было разгромлено официальными властями, и предложение Юрия Лотмана провести Первую школу по знаковым системам в Эстонии и опубликовать московские работы в «Трудах по знаковым системам», издаваемых в Тарту, было с радостью принято московскими лингвистами. Так родилась Тартуско-московская, или Московско-тартуская, семиотическая школа.
К слову, это стало возможным в том числе и потому, что когда-то, как рассказал лектор, молодого ученого, выпускника Ленинградского университета, еврея по национальности Юрия Лотмана в эпоху борьбы с космополитизмом в СССР, несмотря на диплом с отличием и замечательные характеристики, не брали ни на какую работу в Ленинграде. Он смог найти себе место только в провинциальном эстонском городке Тарту, став научным сотрудником, а затем профессором Тартуского университета. Спустя годы его телевизионные «Беседы о русской культуре» широко прославили и его самого, и Тартуский университет.
Цикл к 100-летию со дня рождения Юрия Лотмана подготовлен Российской государственной библиотекой и Лотмановским архивом Таллинского университета. Вторая лекция цикла «Поздний Лотман. Что такое семиосфера и зачем она нужна» состоится в Российской государственной библиотеке 14 апреля. Ее прочтет кандидат филологических наук, научный сотрудник Высшей школы экономики Николай Поселягин.
Текст: Рунова Юлия
Фото: https://jurilotman.ee/ru/юрий-лотман-100/