Традиции дома на Моховой: открытие конференции "Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия"
3 февраля в стенах факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова началась международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия». На пленарном заседании спикеры рассказали о новом витке в развитии медиакоммуникационной индустрии, значении военной журналистики и роли газеты как бренда.
Конференция началась со вступительной речи академика РАО, декана факультета журналистики МГУ Елены Вартановой. Она рассказала, что университету удалось пережить время дистанционной работы и полностью перейти в этом году в офлайн-формат, при этом научившись множеству полезных навыков коммуникации на расстоянии. "Мы видим, как в разных областях современной жизни неопределенность становится доминантой. Эта текучесть не позволяет делать устойчивых и долгосрочных прогнозов и меняет привычное течение жизни", -описала текущее положение в медиапространстве Елена Вартанова.
Главный редактор, генеральный директор АО ИД «Комсомольская правда» Ольга Носова рассказала об изменениях в редакции, новом формате работы и итогах деятельности 2022 года. Газетная пресса оказалось неимоверно востребована в период кризиса, поэтому читатель обратился к проверенным медиа, которым можно доверять. В период с 2020 по 2022 год произошла перестройка рабочих процессов для производства газеты, что привело к формату частичной удаленной работы редакции и полного онлайн-режима верстки. Спикер поделилась, что "Комсомольской правде" удалось выпустить более 10 спецвыпусков о коронавирусе и добиться публикации на новых территориях. Материалы, выпущенные на радио, дополнительно преобразовались в интернет-подкасты, было положено начало распространения информации в Телеграме. Часть аудитории удалось привлечь двумя новыми видео-кейсами: "Герои Z" и "Посвящение ангелами". Ольга Носова закончила свое выступление пожеланием факультету на Моховой: "Очень хочется, чтобы вы по-прежнему оставались звездной площадкой и социальным лифтом для всех журналистов, а мы же готовы учить и наставлять".
Свое мнение об отношении российской журналистики к рекламе высказал президент Ассоциации коммуникационных агентств России Сергей Пискарев. Реклама является главной платформой распространения контента, поэтому негативное отношение к ней безосновательно. Сейчас некоторые журналисты считают рекламные интеграции неким неизбежным злом, с чем решительно не согласен спикер. Люди привыкли обращаться к проверенному бренду СМИ, но именно это доверие и создает реклама. Таким образом, общество нуждается в улучшении внутреннего взаимодействия медиа и рекламного рынка. Особое внимание Сергей Пискарев уделил вопросу о нативной рекламе. "Я не против глубоких интеграций как части творческого замысла. Но когда контент создается под определенного рекламодателя с целью скрытия факта рекламы, это вызывает сомнение", - заявил спикер.
Историей о своем пути от юриста к журналисту поделился специальный корреспондент аналитической программы «Постскриптум» Роман Перевезенцев. Юриспруденция дала возможность спикеру защищать права своих героев в медиапространстве. "Журналистика, в первую очередь, - это индустрия, которая ставит цель добраться до внимания аудитории", - уточнил корреспондент. Социальная парадигма советского общества разрушена, а новая еще не сложилась. Это послужило целью журналистам искать свой индивидуальный путь, который не зависит от наличия профессионального образования. Спикер уделил время рассуждению о блогерах и журналистах. Медиаспециалистов отличает понятие самоответственности, которому уже много лет учат в доме на Моховой. Блогер же выступает субъективным источником, который опирается на творчество и пользовательский контент. Спикер пришел к выводу, что автору в любому случае важно получить теоретические знания будущей профессии.
Пленарное заседание завершилось выступлением генерального директора Парламентского клуба "Российский парламентарий", Советника Первого Заместителя Председателя Государственной Думы РФ, научного сотрудника социологического факультета МГУ Игоря Кирпичева. Спикер произнёс слова благодарности заведующему кафедрой периодической печати МГУ (Прим. ред. – с 2021 года кафедра называется цифровой журналистики), профессору, доктору филологических наук Михаилу Шкондину, подчеркнув его бесценный вклад и наградив главного идеолога конференции памятной медалью.
Международная научно-практическая конференция проводится факультетом уже 34 раз. Стать слушателем можно как в офлайн-формате, так и присоединившись к трансляции на официальной странице факультета в социальной сети "ВКонтакте". В ходе конференции проходят круглые столы, пленарные заседания и секции.
Текст: Анастасия Жабина
Фото: Марина Бенедиктова