Младенцы понимают речь взрослых до того, как заговорят сами


Младенцы понимают речь взрослых до того, как заговорят сами Младенцы выучивают слова и их значения до того, как сами начинают говорить. Исследователи приблизились к понимаю того, как это у них получается.

«Я думаю, самое интригующие в этом исследовании – это доказательство того, что для младенцев их первые слова же не “острова”: даже при очень небольшом словарном запасе младенцы понимают, что некоторые слова и концепты более похожи друг на друга, чем другие», — заявила доктор Элика Бергельсон из Университета Дьюка (США) в интервью агентству Reuters. «Несмотря на то, что им еще многому нужно научиться до того, как они достигнут уровня развития интеллекта взрослого человека, и даже дошкольника, в их сознании их небольшой словарный запас уже организован», — пояснила эксперт.

Чтобы выучить новые слова, человеку необходимо соотносить речь с окружающим миром и понимать, как все взаимосвязано. Ученые из группы Бергельсон наблюдали за полугодовалыми младенцами, чтобы узнать, видят ли они эти связи и понимают ли значения отдельных слов. Ученые показывали младенцам картинки, на которых были изображены по 2 предмета, и с помощью специальных приборов (eye tracking) следили за перемещением взглядов малышей.

Дети обращали гораздо больше внимания на изображения тех предметов, которые показывали в паре с чем-то «несвязанным» (например, изображение машины и стакана сока), чем когда пара была более «логичной» (например, машина и коляска).

Исследователи объясняют это тем, что значения отдельных слов дети и так понимают, поэтому им гораздо интересней изучать необычные связи между ними.

Кроме того, изучая домашние видеозаписи, ученые поняли, что младенцы гораздо легче выучивают новые слова, когда видят предметы, которые они обозначают (т. е. фраза «Это твоя ложка» звучит понятнее, если ложка перед глазами).

По данным отчета американского научного журнала PNAS (англ. «Труды Национальной академии наук США») от 20 ноября 2017, дети гораздо быстрее начинают понимать речь, когда им показывают предметы и одновременно произносят их названия.

«Я думаю, прежде чем выяснять, как расширить словарный запас у ребенка, нам нужно лучше понять, как это происходит. Эта работа — первый шаг в этом направлении, — поясняет Бергельсон, — Тем не менее, я думаю, одна вещь, которую нам удалось выяснить наверняка, заключается в том, что необходимо больше говорить с младенцами, следя за тем, на что они смотрят. Это им точно не повредит и может даже помочь начать говорить раньше».

«К ребенку надо относиться также, как ко взрослому речевому партнеру, — заявила ученый, — даже совсем маленькие дети слушают речь, понимают значения слов и изучают мир вокруг еще до того, как сами начнут говорить. Родители могут им в этом помочь».

Доктор Дана Саскинд [Dana Suskind] из Чикагского университета также изучает способы помочь родителям обогатить словарный запас у детей. Она не участвовала в данном исследовании, но согласилась с некоторыми доводами Бергельсон. В в интервью агентству Reuters исследователь заявила: «С моей точки зрения, эта работа, как и многие другие, подтверждает огромную важность раннего и преднамеренного общения и взаимодействия родителей с ребенком с момента его рождения. Обучение ребенка начинается не в первый день в школе, а в первый день жизни!».

Источники: Reuters.
Фото: фотобанк pixabuy.com.