Школа юного научного журналиста: будет полезно и интересно


Школа юного научного журналиста: будет полезно и интересно В октябре на факультете журналистики МГУ начнет новый учебный год Школа юного научного журналиста. Руководитель проекта Мария Аникина рассказала «ЛНЖ» о том, что интересного запланировано для школьников и как это поможет им поступить в вуз. 

ЛНЖ: Школа юного научного журналиста – это сравнительно новый проект. Что можно сказать о первом выпус
ке юных научных журналистов?  

Мария Аникина: Прошедший год подарил интересный опыт и преподавателям, и слушателям Школы, мы прошли достаточно большой путь. Некоторые подростки осознанно пришли на факультет журналистики, стремясь больше узнать о мире информации и современных массмедиа, познакомиться с профессией. Другие еще не приняли окончательного решения относительно своего будущего, но оказались думающими, настроенными на серьезную работу людьми. За время обучения все они получили новые знания, навыки общения и творчества.  

ЛНЖ: Это не слишком сложная задача для школьников, которые мало знают о журналистике вообще, писать о науке?  

М. А.: В «Письмах о добром» академика Д.С.Лихачева есть такие слова: «Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами». Думаю, что занятия в Школе позволяют увидеть часть богатого и разнообразного научного мира, начать знакомство с ним и сделать свои первые самостоятельные шаги. В Школе юного журналиста обучаются подростки, которые активно задают вопросы и готовы получать на них ответы. На занятия приходят те, кто интересуется какой-то конкретной областью науки, знаком с работами отечественных и зарубежных исследователей, регулярно обращается к научно-популярным СМИ, но среди слушателей есть и те, кто просто проявляет искренний и живой интерес к окружающему миру.
Мы не ставим перед слушателями непосильных задач, постепенно рассказываем о различных аспектах журналистской профессии, обсуждаем с ребятами все задания и – конечно – работаем над ошибками вместе с теми учеными, которые проводят выездные занятия нашей Школы. Пробу пера можно назвать удачной – мы уже опубликовали несколько текстов, написанных слушателями, в специальной рубрике на портале «Лаборатория научной журналистики». Можно сказать, что обучение в Школе позволяет не только получить новые знания, но и пополнить портфолио.  

ЛНЖ: Что входит в аудиторные занятия школы юного научного журналиста? Какие темы изучают школьники, какие навыки они получают?  

М. А.: Обучение проходит как в формате традиционных лекций и семинаров на факультете журналистики, так и в формате выездных занятий – экскурсий и встреч с учеными в московских музеях и лабораториях. На факультетских занятиях мы обсуждаем основы журналистского творчества, особенности современных научно-популярных медиа, работу научного журналиста, говорим об ученых, о значении науки для развития современного общества и – разумеется – учимся создавать собственные тексты, осваиваем отдельные журналистские жанры.  

ЛНЖ: Могут ли знания, полученные в школе юного научного журналиста, помочь слушателям при поступлении в вузы и, в частности, на факультет журналистики МГУ?  

М. А.: Я убеждена в том, что знания, которые наши слушатели получают в процессе обучения, могут оказаться полезными и для общего развития, и для подготовки к поступлению в вуз. Ректор Московского университета академик В.А. Садовничий в одном из недавних интервью сказал, что наука должна быть открытой и понятной. Школа юного научного журналиста задумана и для того, чтобы познакомить подростков с разными направлениями научной деятельности, показать открывающиеся перед выпускниками школ возможности. Слушатели Школы юного научного журналиста достаточно много времени проводят в стенах факультета журналистики, участвуют во встречах с действующими журналистами, общаются с сотрудниками и гостями факультета, получают необходимые знания о профессии и, конечно, вполне осознанно принимают решение о поступлении.  

ЛНЖ: Какие интересные мероприятия запланированы для слушателей в этом году?  

М. А.: Не буду рассказывать обо всех мероприятиях. Но скажу, что в новом учебном году в планах Школы юного научного журналиста визиты в уникальные научно-учебные и научно-исследовательские подразделения Московского университета – например, в Музей землеведения, разместившийся в высотной части Главного здания МГУ, Зоологический музей и Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга. Кроме того, достигнута предварительная договоренность о поездке группы слушателей Школы юного научного журналиста в Сколковский институт науки и технологий. Надеюсь, новый год будет интересным и успешным.