Григорий Тарасевич еще раз о том, почему научпоп – это круто


Григорий Тарасевич еще раз о том, почему научпоп – это круто

– Здравствуйте, Григорий Витальевич! Можно ли сегодня говорить о тренде на научпоп?

Да, популяризация науки – это сейчас очень востребовано. Посмотрите, сколько публики собирается на открытие лекции или на научные шоу. Больше, чем на рок-концерты! Людям интересна популярная наука, такое сейчас время. Правда, студенты-журналисты этого часто не понимают. Они все больше про культуру, про спорт, про политику (хотя какая у нас в стране политика…). Но, зато студенты других специальностей понимают, что популярный рассказ о науке может быть веселым и полезным делом. Например, в Школе научной журналистики МГУ участвовали и геологи, и химики, и физики, и биологи, и экологи, и многие другие. Впрочем, студенты журфака там тоже были, что нас очень радует.

– Можно ли филолога научить писать о бозоне Хиггса?

– Можно. Но не простого, а умного и любопытного. Чтоб доступно написать об этом бозоне, нужно хорошо уметь пользоваться метафорами и прочими литературными приемами. По идее, филологи должны владеть этим инструментом лучше физиков.

– Скажите, пожалуйста, какие вы видите особенности в сфере именно научной журналистики? Нужен ли особый подход к данной сфере?

– Я здесь занимаю радикальную позицию. Лично для меня нет принципиальной разницы, о чем пишет журналист. О «горячих точках», модных прическах или устройстве Вселенной. Законы везде одни и те же. Это даже не совсем метафора: в моей личной практике были и репортажи с первой чеченской войны, и издание журнала для сети салонов красоты.

– Как стать успешным научным журналистом?

– Хм… Надо отрастить бороду и купить себе клетчатую рубашку. Шутка. Мне кажется, главное качество успешного научного журналиста – это любопытство. Есть такая шутка: «наука – это удовлетворение собственного любопытства за счет налогоплательщика». Перефразируя ее, можно сказать, что научная журналистика – это удовлетворение собственного любопытства за счет читателя и рекламодателя. Опять шутка. Или нет… Это, конечно, не единственное качество.  Например, нужна готовность рассказывать просто и красочно о сложных вещах. Нужна бдительность в проверке фактов. Впрочем, она в любой журналистике нужна.

– Почему лично Вам интересна данная сфера?

– Я могу назвать пару десятков причин. Ну, например: в научной журналистике никогда не кончаются темы. Вселенная огромна, а с точки зрения научной журналистики, какой-нибудь оглушительный политический скандал – это частный случай социальных процессов в очень узком отрезке времени на крайне ограниченной выборке. Другой аргумент. По долгу службы, ты общаешься учеными. А это очень приятные люди, куда приятнее политиков или криминальных авторитетов. Вообще аргументов множество. Но лучше поверьте на слово: научная журналистика – это круто!

Текст: Дарья Вяльцева, 4 курс факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, дневное отделение.