Популяризация науки, или аксиома творчества


Популяризация науки, или аксиома творчества Авторский курс
Вступать в научные дискуссии о молекулярной революции и темной материи, спорить о том, является ли львиная доля генома человека бесполезной или необходимой, - все это часть профессии научного журналиста. «Наши герои – лучшие люди на земле: мы можем расспрашивать их, о чем мы хотим, и они с радостью нам ответят на все наши вопросы! Что может быть большим счастьем для журналистов? Все, что мы делаем, мы делаем для наших читателей», - говорит Андрей Константинов, сотрудник научного отдела журнала «Русский репортер». – «Сегодня, и это очень важно, люди действительно интересуются наукой: приходят на научные фестивали, посещают научные лекции, где не остается свободных мест. Невероятный бум в России!» Именно развитию главных направлений науки будет посвящен авторский курс Андрея Константинова под названием «Большая история».
Тщательно разработаны и другие авторские курсы, которые будут вести научные журналисты. «Я попробую обозначить те организационно-психологические моменты, которые мешают журналисту довести статью до конца. Начиная с формулировки темы (потому что, на мой взгляд, главная беда начинающих журналистов – неумение сформулировать тему) и заканчивая приемами, которые помогут вам писать…» - говорит Григорий Тарасевич, главный редактор научно-популярного издания «Кот Шредингера». Авторский курс о больших текстах – «лонг-ридах» - будет читать Елена Кудрявцева, редактор отдела науки журнала «Огонек». Ирина Якутенко, выпускающий редактор научно-образовательного портала «Чердак», будет читать лекцию о новостях, о необходимых журналистских навыках. Тимофей Скоренко из журнала «Популярная механика» расскажет о научно-технических прорывах XXI века.
Наука и жизнь
«Для людей, которые хотят писать о науке, важнейшая вещь – это умение удивляться. Журналист не ограничен рамками какой-либо дисциплины. Поэтому он может найти больше информации из разных сфер и проанализировать ее. На самом деле наука намного ближе к реальности, чем может показаться. К примеру, сирийский конфликт. В журнале «The Times» была опубликована статья о том, что происходящее в Сирии непосредственно связано с десятилетней засухой, в силу чего миллионы людей остались без средств к существованию. В материале указано, что этот участок Средиземноморья подвергся засухе из-за глобального потепления, которое, в свою очередь, связано с деятельностью человека. То есть мощнейшие выбросы углерода в северном полушарии стали причиной социальных взрывов и политических разногласий, вызывающих такую острую полемику и дискуссию», - считает Артем Космарский, научный журналист онлайн-издания Lenta.RU.
Первое занятие будет посвящено изучению основных жанров журналистского творчества. «Подготовка журналистских текстов – это тоже наука, точная наука с прогнозируемым результатом, с пониманием того, какая информация отбирается и в какой последовательности формируется, - считает Александр Колесниченко, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ и ведущий преподаватель Школы. - В таком деле нельзя надеяться на «авось». Подготовка материала сродни эксперименту: ошибки недопустимы».
Процесс обучения представляет собой синтез теории и практики, и о практической стороне этого вопроса рассказала Татьяна Зимина из журнала «Наука и жизнь»: «Если вы посмотрите на западную научную журналистику, вы заметите, что она отлична от нашей. У нас научный журналист – специалист широкого профиля, он старается писать обо всем. На западе же - узкая специализация. В этом отношении в России заниматься научной журналистикой сложнее, но интереснее, потому что приходится вникать в самые разные идеи. Сегодня пишешь материал об изменении климата, завтра – о репарации ДНК, послезавтра – о космическом аппарате для исследования комет «Розетта». Тем самым журналист приобретает полезные навыки и ценные знания».
5 ноября состоится финальный отбор слушателей Школы. Соискателям для участия нужно заполнить анкету на сайте факультета журналистики МГУ: www.journ.msu.ru/study/sjs.


ЕКАТЕРИНА Стащенюк