На факультете журналистики МГУ обсудили проблемы медиа в эпоху неопределенности
В рамках международной конференции, организованной факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в гибридном формате, — Тринадцатые международные научные чтения «СМИ и массовые коммуникации», ученые со всего мира обсудили широкий круг вопросов, связанных с влиянием пандемии на медиа. Работа конференции прошла по 28 тематическим сессиям, включая панельную дискуссию, посвященную 70-летию факультета журналистики.
Инфодемия
С лекцией «Жизнь в медиа» выступил Марк Дезе, профессор Амстердамского университета. В своем выступлении он отметил, что «некоторые исследователи в области политологии, социологии не пишут о медиа вообще в своих работах, тем временем в мире активно происходит процесс медиатизации». ВОЗ даже назвала «инфодемией» ситуацию, которая сложилась в медиапространстве во время пандемии. Эта информационная пандемия тоже пагубна. Медиа при этом, по словам Дезе, выступают в качестве лупы: «Медиа будто «увеличивают» каждое событие. Подумайте, ведь и до пандемии жили люди, не верящие в положительное действие вакцин. До пандемии тоже существовали теории заговора. Проблема неравенства, в том числе цифрового, существует во всем мире. Обо всех этих темах стали больше задумываться сегодня».
Новостные пустыни
Профессор Пенсильванского университета (США) Виктор Пикард рассказал о начале глобального кризиса в журналистской среде. Среди его предпосылок: закрытие нерентабельных изданий, нехватка местных новостей, снижение журналистских доходов, исчезновение расследовательской журналистики (требует серьезных финансовых вложений, но не окупается).
«Можно сказать, что сейчас во всем мире появляются «новостные пустыни», которые все больше разрастаются, – подчеркнул Пикард. – Paywall, подписка и другие традиционные способы финансирования уже не могут поддерживать местные редакции. Государство и медиа должны быть разведены. Мы все боимся государственной цензуры. Сегодня же проблемой становится и рыночная цензура. Журналистика включена в систему спрос-предложение, а это губительно для всех».
По мнению ученого, выходом из этой ситуации сможет стать поддержка СМИ предпринимателями. Но даже если они найдутся, будут ли они филантропами или они будут ставить условия редакциям? Мы не можем этого знать наверняка. Возможно, СМИ станут существовать на общественные субсидии. Однажды в истории США они были введены. Так в XIX веке работала печатная пресса.
«Сегодня мы понимаем, что новости являются общественным благом, журналистские материалы не должны быть товарами на рынке. Следует декоммерциализировать и демократизировать журналистику. Необходимо поддерживать гражданскую журналистику: создавать центры, где такие журналисты могли бы работать, — это особенно важно для освещения местных событий», — завершил свое выступление профессор Пикард.
Журналисты в соцмедиа
Профессор Папского католического университета Вальпараисо Клаудиа Мелладо в своем выступлении акцентировала внимание слушателей на создании персонального бренда журналиста посредством социальных медиа. Так, по словам исследователя, журналисты в соцмедиа примеряют на себя роли промоутера, знаменитости и комика.
К примеру, в Instagram журналисты чаще выступают промоутерами: используют эту платформу для распространения личного контента, для рекламы каких-то продуктов. А вот журналисты-знаменитости могут «приводить» свою «сетевую» аудиторию в СМИ, в котором они работают. «Для работодателей это, скорее, плюс», — отметила Мелладо.