Всероссийский форум деловых СМИ: вызовы искусственного интеллекта в медиаиндустрии
6 апреля в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» состоялся XIV Всероссийский форум деловых СМИ. Отдельная секция, организованная совместно с факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, была посвящена развитию искусственного разума в медиаотрасли. За круглым столом эксперты обсудили новейшие разработки сферы рекламы, нюансы стремительной цифровизации журналистики и роль нейросети в продюсировании контента.
Заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ Владимир Евстафьев начал дискуссию с тезиса о том, что медиаиндустрия переживает переход от цифровой трансформации к цифровой революции, охарактеризовав новинки рекламной индустрии как «цифровое развитие, которое делается буквально на кончиках пальцев». И небезосновательно – в презентации с приветственной речью выступил цифровой аватар Дмитрий, сгенерированный образ, при создании которого использовались самообучающиеся технологии. Владимир Александрович заметил, что математическая модель сейчас учится решать только ту задачу, которую ей ставит человек, поэтому мастерство специалиста будущего заключается в грамотном формулировании запроса. В связи с этим у участников форума возник вопрос об интеллектуальной собственности: насколько «чистые» материалы выдает нейросеть? Законодательные аспекты все еще тщательно изучаются, но сомневаться в авторстве не приходится – спикеры предупредили сомнения коллег, объяснив, что при проверке на плагиат процент оригинальности созданного нейросетью материала в среднем составляет 97%.
Доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Мария Крашенинникова разделила мнение о том, что сегодня поле отечественных медиа представляет собой поле глубокой цифровизации, которая затрагивает все процессы и генерацию контента в том числе. Научный сотрудник кафедры цифровой журналистики журфака МГУ Андрей Замков подчеркнул, что терминологически понятие искусственного интеллекта не очень четко определено. В праве, инженерии и медиа значения не совпадают, и скорее всего искусственный интеллект – это просто неудачный перевод англоязычного термина "artificial intelligence».
По мнению доцента Московской школы экономики МГУ Сергея Вартанова, рекомендательные системы стали «привратниками», «индивидуализированными воротами», которые формируют повестку дня. Примечательно, что для каждого пользователя она будет разной и ориентироваться на «степень подходящести». В частности, Сергей Александрович считает, что в ленте людям показывается то, что они хотят видеть. «Наряду с интересами конкретного пользователя рекомендательные системы берут в качестве входной информации предпочтения других», - заметил он.
Несмотря на технологические сложности стремительно меняющейся медиаиндустрии, управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников высказался о дополненной реальности как о «новом поле для конкуренции». Применение искусственного интеллекта выгодно для медиабизнеса, поскольку существенное количество оплачиваемого человеческого труда можно заменить работой нейросети», - отметил спикер. Доцент факультета журналистики Марина Шилина привела в пример метавселенные, которые создаются корпорациями. Например, Росбанк создал метаверс, чтобы отпраздновать Новый год с сотрудниками и это не что иное, как пример влияния медиа. Тем не менее, она добавила, что логика потребления контента говорит о том, что медиакорпорации не вполне справляются: поныне люди больше доверяют телевидению и прессе. «Сейчас мы находимся на начальном этапе адаптации», – заключила доцент.
Доклады спикеров вызвали оживленную полемику среди присутствующих. Насколько то, что генерирует нейросеть, отличается от того продукта, который мы хотим получить? Способен ли искусственный интеллект на научную и техническую новизну? Секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный отметил, что нейросеть делает, а не думает, генерирует тексты, в то время как журналисты работают со смыслами. Искусственный интеллект должен стать помощником человека: «В перспективе мы хотим получить Д.Ж.А.Р.В.И.Са (J.A.R.V.I.S., Just A Rather Very Intelligent System – искусственный интеллект, который создан Тони Старком и управляет его бронёй Железного Человека, – прим. ред.)», - подчеркнул Роман Серебряный.
Отдельно эксперты затронули тему журналистского образования. Факультет журналистики учит тех, кто в дальнейшем будет управлять искусственным мозгом и не забудет пера. Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова в своем заключительном слове отметила: «Журфак производит людей с превосходным естественным интеллектом, которых никогда не переплюнет искусственный».
Текст: Полина Изосимова