Круглый стол «Цифровые инструменты повышения качества образования»


Круглый стол «Цифровые инструменты повышения качества образования»

23 ноября на факультете журналистики МГУ состоялся совместный круглый стол с Российской академией образования на тему «Цифровые инструменты повышения качества образования».  Мероприятие прошло в рамках научно-практической конференции «Учить умеем».  

С вступительной речью, посвящённой открытию круглого стола, выступила декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, д.ф.н., профессор, академик РАО Елена Леонидовна Вартанова. Декан отметила важность цифровых технологий в образовании не только учеников общеобразовательных учреждений и вузов, но и самих педагогов. 

Участники обсудили применение цифровых инструментов в школьном образовании и образовательный процесс в вузах с включенным использованием цифровых технологий. На конференции также подняли тему успешного опыты и ключевых проблем реализации основных дидактических принципов в условиях цифрового и дистанционного обучения будущих педагогов и учеников общеобразовательных организаций. 

Александра Романовна Акчурина, доцент кафедры медиалингвистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, рассказала о системе контроля знаний учащихся в онлайн среде. Онлайн-платформы для обучения стали популярным инструментом для учителей и учеников, позволяя им получать доступ к огромному количеству информации для использования её в обучении. Спикер привела в пример онлайн-ресурсы, которые являются вспомогательными инструментами в качественном усвоении материала, а также отметила и «подводные камни» каждого их них. 

Использование онлайн-платформ в образовательном процессе помогает преподавателям сэкономить время на проверке тестовых заданий. «Платформа Online test Pad идеально подходит для проведения промежуточной и итоговой аттестаций одновременно для студентов всего курса. Благодаря ей удаётся значительно снизить нагрузку на преподавателей. Нет необходимости вручную проверять большое количество работ.  В то же время этот ресурс не отменяет использование ручных инструментов проверки, поскольку он поддерживает только тестовый тип заданий», – поделилась Александра Романовна. 

Учителя могут использовать онлайн-платформы для создания и хранения учебных материалов, а у студентов есть возможность получить доступ к ним без необходимости посещения библиотеки или покупки учебников. Примером такого ресурса является Google Classroom – платформа, позволяющая вести онлайн-портфолио учащихся, а также предоставлять доступ к различным учебным материалам. «К достоинствам этого онлайн-сервиса относятся: возможность учёта всех заданий за любой промежуток времени, удобная система оценивания и обратной связи. Однако мне как преподавателю, однозначно, не хватает функции учёта посещаемости», – отметила спикер. 

Цифровые технологии помогают преподавателям при разработке и применении новых программ образования, которые включают в себя обучение созданию интерактивных заданий и тестов, использование онлайн-курсов и эффективную коммуникацию с учениками в игровом формате, применяемом в различных дисциплинах. «Студентам нравятся онлайн-учебник Quizlet и платформа Blooket, – оба этих сервиса позволяют создавать дидактические игры для повторения пройденного материала в увлекательной форме», – подчеркнула Александра Романовна. 

Онлайн-платформы для обучения являются полезным ресурсом в программе образования. При правильном использовании они способны повысить эффективность и качественность усваиваемой информации. 

В современном обществе, где технологии и наука развиваются с невероятной скоростью, качественное образование становится более ценным. Педагогические методы и подходы к обучению постоянно изменяются и совершенствуются. Однако, помимо технических и когнитивных способностей, «soft skills» (мягкие навыки) становятся необходимыми для успешной карьеры в медиасфере и личного развития. С докладом «Развитие «мягких навыков» педагогов в сфере медиа: проблемы и перспективы» выступил медиапедагог ГБОУ города Москвы «Школа № 1409», Юрий Юрьевич Бондарев. 

Педагоги играют важную роль в жизни учеников, особенно в сфере медиа. Они должны не только обучать и передавать знания, но и помогать ученикам развивать критическое мышление, анализировать информацию и принимать осознанные решения. Специфика и уникальность педагогической деятельности делает необходимым определение комплекса «мягких навыков», формирование которого привело бы будущих педагогов к самореализации в успешном взаимодействии с детьми и другими участниками образовательного процесса. «Мягкие навыки» должны способствовать тому, чтобы выпускник смог «разместить» себя в широком образовательном пространстве, не теряя своей индивидуальности, но осознавая высочайшую профессиональную ответственность. 

Ученики, умеющие пользоваться «soft skills», более успешны в сфере медиа. Они лучше адаптируются к новым ситуациям, способны к сотрудничеству и коммуникации с другими людьми, умеют решать конфликты и проявлять эмпатию. Развитие таких навыков помогает ученикам лучше понимать себя и других, устанавливать отношения, находить общий язык и сотрудничать в сфере медиа. Это также помогает им лучше управлять своими эмоциями и поведением, что важно для успешной социализации.

В сфере медиа, где влияние информации на людей невозможно переоценить, «мягкие навыки» становятся необходимыми. Их развитие у педагогов и учеников помогает создавать благоприятную образовательную среду, повышает качество обучения и способствует успешной социализации в медиапространстве. Однако, необходимо понимать, что развитие «мягких навыков» требует времени и усилий, и должно быть постоянным процессом. 

«Факультет журналистики МГУ стал центром для педагогов, которые работают с медиа», – отметил Юрий Юрьевич Бондарев и предложил совместно с факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова сформировать рабочую группу для обучения педагогов. 

Завершающим выступлением круглого стола стал доклад Ольги Владимировны Муронец, к.ф.н., старшего преподавателя МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующей лабораторией продвижения и PR-сопровождения педагогического образования РАО. Она рассказала о медиапотреблении педагогов в условиях цифровой реальности и представила результаты пилотного исследования, проведённого среди преподавателей различных городов России. 

Исследование показывает, что педагоги активно используют цифровые технологии в своей работе. Они используют интернет-ресурсы для поиска информации, создания учебных материалов и коммуникации с учениками. 

На основе пилотного исследования Ольга Владимировна выдвинула тезис о том, что «медиапотребление современного учителя интенсивное и многоканальное, с опорой на интернет-источники, в то же время большая часть опрошенной аудитории использует телевидение как один из основных каналов получения общественно-политической информации».  

В результате дискуссии участники круглого стола пришли к общему мнению: цифровые инструменты являются неотъемлемой частью современного образования. Они делают обучение более доступным, интересным и эффективным. Электронные учебники, видеоуроки, онлайн-платформы, интерактивные задания и медиатексты – все это помогает студентам и преподавателям получать качественное образование и достигать успехов в учёбе. 

 

Автор текста: София Минина

Автор фото: Мария Абузярова