«Наука – один из самых приятных способов жить»: в честь Дня российской науки более 200 школьников встретились с деканом факультета журналистики МГУ


«Наука – один из самых приятных способов жить»: в честь Дня российской науки более 200 школьников встретились с деканом факультета журналистики МГУ

8 февраля в рамках празднования Дня российской науки состоялась встреча декана факультета журналистики, д.ф.н., академика РАО, профессора Елены Леонидовны Вартановой с учениками медиаклассов Москвы. Она рассказала об особенностях образования на факультете, использовании искусственного интеллекта в СМИ и в науке в Московском университете. Также школьники посетили мастер-класс «Инструменты создания контента для школьной редакции» от руководителей проекта «Маленькая редакция».

Елена Леонидовна рассказала учащимся об истории и традициях факультета журналистики. «Наш факультет объединяет научные исследования и преподавание, дает хорошее фундаментальное образование, дополняя его очень большим набором практических навыков. Московский университет предлагает образование на базе научных исследований, которые проводит сам. Только недавно придумали название “научно-исследовательский университет”. Однако в МГУ этот статус был всегда, потому что Ломоносов не был профессиональным педагогом, но был профессиональным ученым и редактором», – отметила декан.

Еще одной темой для обсуждения стала модернизация факультета. В условиях новых вызовов и глобальной цифровизации было открыто направление «Медиакоммуникации». Данная программа готовит специалистов, работающих в телекоммуникационной среде. В рамках направления студенты помимо базовых гуманитарных дисциплин изучают высшую математику и основы программирования. Как объяснила декан факультета, это сделано для того, чтобы в будущем выпускники были способны правильно ставить задачи и умели работать с большими данными.

На встрече также подняли тему использования искусственного интеллекта в медиа. По мнению Елены Леонидовны, контент, производимый нейросетями, на данный момент не соответствует уровню работы журналистов. В современных медиа искусственный интеллект используется для написания простых новостей. «Давайте помнить: человек создал искусственный интеллект и он же должен им управлять. Необходимо поставить рамки для искусственного интеллекта. В этом вопросе также очень важны этические моменты», – отметила декан факультета журналистики.

Помимо встречи с деканом факультета журналистики прошёл мастер-класс «Инструменты создания контента для школьной редакции». Руководители медиаобразовательного проекта «Маленькая редакция», к.ф.н. Даниил Андреевич Лапин и аспирант кафедры социологии массовой коммуникации Полина Андреевна Лапина рассказали учащимся об инструментах создания качественного контента, а также поделились идеями продвижения школьной редакции в социальных сетях. На данный момент СМИ пробуют работать на новых платформах, актуализируя форматы. Например, осваивая быстро развивающиеся ВК-клипы. Находя новые платформы, СМИ привлекает внешнюю аудиторию. Школьные редакции также поддерживают эти тенденции.


«В последние 5 лет увеличилось количество школьных СМИ, изменились форматы работы школьных редакций. Раньше абсолютное первенство было у газет. Сейчас же их “догоняют” телеканалы. Увеличилось количество подкастов. Более серьезное отношение к сайтам школьных редакций: у них появляется единый дизайн, свой пул экспертов и авторов», – заметила Полина Андреевна Лапина.

В 2008 году факультет журналистики по инициативе Елены Леонидовны Вартановой запустил комплексный проект «Медиаобразование в школе». В рамках него организовывается дополнительное образование для школьников, позволяющее учащимся осваивать базовые навыки работы в медиа, реализовывать собственные медиапроекты. С 2014 года факультет журналистики проводит «Фестиваль школьных СМИ». На Фестивале проходят Конкурс медийных проектов, школьный Медиафорум, а также мастер-классы для участников.

Текст: Мария Ефимова

Фото: Георгий Никаноров