Алексей Сергеевич Гореславский стал приглашенным гостем на лекцию по медиаэкономике факультета журналистки МГУ
8 мая состоялась лекция на тему господдержки цифрового контента в России. Алексей Сергеевич Гореславский, гендиректор АНО «Институт развития интернета», рассказал, как осуществляется работа с перспективными проектами.
ИРИ поддерживает развитие интернет-контента с 2020 года. Основные направления: видеоконтент (сериалы, ролики на ютубе), контент для соцсетей (блогосфера), интернет-СМИ (региональные, федеральные спецпроекты), игры. За поддержкой в ИРИ может обратиться тот, кто придумал социально значимый проект. Алексей Сергеевич озвучил самый важный вопрос, который стоит перед любым автором: «Есть ли в вашем контенте смысл, который государству важен, нужен и интересен?». В случае, если есть, ИРИ поможет сделать так, чтобы продукт дошел до потребителя.
В качестве примера Александр Сергеевич привёл сериал «Слово пацана», спросив у аудитории, какой смысл, полезный для государства, в нем заключен. Слушатели пришли к выводу, что тематическая линия, которой идеально соответствует сериал — позитивные изменения в стране за последние 30 лет. Этот результат можно проверить с помощью социологии. Исследователи заключили, что 95% посмотревших сериал считывают простой ответ: «Мы так жить больше не хотим».
Во главе угла, по словам Алексея Сергеевича, лежит смысл того, что мы делаем: он должен остаться в сердце и в душе. Самое важное вызвать у человека улыбку и интерес, но при этом «не скатиться в кринж». Сейчас мы застали переход от сервисной экономики к экономике впечатлений: «Кто на вас оказал впечатление, тому вы деньги и отдаете». Только эмоция может заставить каждого из нас остаться или, наоборот, переключиться на новую систему.
В пример Алексей Сергеевич привел интеграции: Ян Дилан и нацпроект «Культура», блогер Демьян и нацпроект «Образование», «Звёзды и точка» и Госуслуги.
Бюджет каждого из проектов состоит из вклада ИРИ максимум на 70%, в большинстве случаев – 30-40%. Остальные деньги — от партнеров. Коммерческие продукты делаются совместно с рынком, чисто социальные проекты запускаются за счет ИРИ, в отдельных случаях помогают партнёрские государственные организации, спонсоры.
На вопрос, были ли в практике ИРИ случаи несоответствия ожиданий от проекта с его реализацией и в чём причина этого несоответствия, Алексей Сергеевич ответил: «Это самая актуальная и больная тема, потому что понятно, что художник имеет право на ошибку, а тот, кто ему денег дал, не имеет на это права. По нашему бюджетному кодексу и по версии Министерства финансов все государственные деньги, которые были потрачены, должны иметь результат. Мы, как ИРИ, не можем дать деньги и сказать: «Ой, не получилось». У меня личная ответственность за каждого творца, который что-то делает, поэтому мы берем людей в заложники и мучаем, пока они не переделают проект до таких масштабов, чтобы это было удовлетворительно. Мы повысили очень сильно планку отбора. Только так нам удается более-менее держаться, чтобы не получилось плохо».
Декан факультета журналистики, академик РАО, профессор, д.ф.н. Елена Леонидовна Вартанова поделилась с нами, какие проекты с точки зрения современного медиапотребления сегодня пользуются популярностью: «Надо учитывать, что сегодняшнее медиапотребление сконцентрировано вокруг аудиовизуальных продуктов, которые можно смотреть на мобильных носителях, цифровых. Что касается содержательной стороны, то в условиях распада массовой аудитории трудно сказать, что один и тот же проект будут смотреть все. Хотя, приходивший сегодня к нам Алексей Сергеевич Гореславский, сказал, что такой проект нашелся. Это проект Жоры Крыжовникова «Слово пацана». Но это скорее исключение из правил. У каждой возрастной когорты свои предпочтения, в зависимости от поколенческой культуры кому-то нравится костюмированная историческая драма, кому-то нравятся футуристические фильмы. Могут быть самые разные варианты, но надо понимать, что нет такого творца сегодня, который творит ради удовлетворения своих амбиций или для самореализации, не думая об аудитории. Всё-таки современный рынок цифровых медиа продуктов очень четко заточен на свои целевые аудитории».
Текст: Софья Бекбосынова, Хамис Магомедова