Вспоминая прошлое: Феномен ностальгии в поп-культуре


Вспоминая прошлое: Феномен ностальгии в поп-культуре Третья лекция в рамках «Детских медиапонедельников на ВДНХ» прошла 17 июня в павильоне «Рабочий и колхозница». Её провела Полина Андреевна Лапина, — сотрудник кафедры теории и экономики СМИ, куратор медиаобразовательного проекта “Маленькая редакция”. Она рассказала о феномене ностальгии в массовой культуре.

Лектор объяснила: популярная культура — понятная, “доступная большинству населения в любую историко-культурную эпоху”, ставящая своей целью коммерческую выгоду, область культуры. Она обладает своими эстетическими особенностями и находится в “серьезном и достаточно сложном взаимодействии” с другими культурными пластами элитарного и народного творчества. Полина Андреевна добавила, что массовая культура “не придумывает ничего нового”, приближается к термину “обыденность”. И тем не менее она стала идеальным инструментом, который позволяет навязывать идеологию доминирующего класса в обществе, в том числе используя ностальгию. 

Спикер дала определение ностальгии — это “тоска по другим временам, по временам нашего детства, по медленным ритмам наших мечтаний”. Лектор также добавила, что единой классификации ностальгии до сих пор нет, и многие исследователи этого понятия предпочитают выделять свои классификации. Так, например, Светлана Бойм в своих исследованиях приводит два вида ностальгии: “ностальгию фантазии” и “ностальгию реконструкции”. А сам термин возник еще в 17 веке, его выделил Йоханнес Хофер, который считал ностальгию болезнью, снижающую дееспособность, негативно влияющую на здоровье граждан.

В поп-культуре ностальгия помогает потребителям заново переживать “уже знакомые эмоции от уже знакомого продукта”, тем самым повышая лояльность аудитории. Бренды помогают снова почувствовать ностальгию по тем временам, в которых мы не жили – вся молодежь скучает по Советскому союзу, несмотря на то, что “помнит” и знает его только по фильмам и книгам.

В конце лекции Полина Андреевна показала на примере компании Disney, как можно получать прибыль, используя ностальгию, переснимая раз в 30-35 лет знакомые с детства мультики. Ведь родители, смотрящие в юном возрасте историю про принцессу, встретившую прекрасного принца, несомненно поведут на нее в кино своих детей.

Автор: Максим Мастиев