Молодежь в социальных сетях: угрозы или возможности?
15 июля в павильоне «Рабочий и колхозница» прошла вторая лекция в рамках «Медиапонедельников на ВДНХ». Её провёл Денис Владимирович Дунас, – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ, главный редактор научного журнала «Меди@льманах». Он рассказал о возможностях и потенциальных опасностях социальных сетей.
Денис Владимирович начал лекцию с определения основных понятий. Медиа – сложный социальный институт, который объединяет технологии, контент и среды, предоставляющие возможность получать информацию, общаться друг с другом и включающие в себя телевидение, газеты, смартфоны, социальные сети, телеграм-каналы. Медиа активно проникают в жизнь человека – этот процесс называется медиатизацией. В наши дни опыт человека в основном формируется медийными знаниями. Так, мы знакомы с публичными личностями через медийную среду, а не социальный опыт.
Зачем молодёжь использует медиа? Лектор перечислил следующие причины: развлекательные потребности, самоактуализация – самовыражение и поиск идентичности, творчество и желание признания, одобрения. Они обусловлены условиями медиатизированной социальной реальности, в которой мы сейчас живём. Д. В. Дунас заметил: «Базовый процесс социализации личности на первичном этапе традиционно проходил в рамках семьи, школы, компаний друзей, сейчас же в этот круг входят виртуальные друзья и медиатизированные образы – блогеры». Получается, что медиа, как объект вторичной социализации, теперь включены в первичную.
Чтобы выделить для себя пригодный контент существуют понятия «фрейм» и «смысловая рамка». Фрейм – определённая ситуация, которая в зависимости от событий и взглядов может иметь противоречивый посыл. Смысловая рамка – понимание конкретной публикации в конкретной ситуации. Анализируя информацию с помощью этих понятий, человек сможет отличить иронические высказывания от призывов и утверждений, а также неочевидных отрицаний.
В завершении лекции Денис Владимирович пришёл к выводу, что российская медиакультура, как часть отечественной культуры, имеет устойчивость и ценностные основания. Она пережила падение железного занавеса, глобализацию, COVID-19 и продолжает существование в эпоху неопределённости и геополитических вызовов, что говорит «о готовности противостоять возможным вызовам».
Так есть ли угроза в социальных сетях? Российская медиакультура, которая существует в пространстве социальных сетей, является довольно безопасной, сохраняет патриотичные ценности и продолжает быть мировоззренчески устойчивой. «Молодёжь социализируется и хорошо себя чувствует» – заключил Денис Владимирович.
Автор: Анна Крестьянинова
Фото: Марина Сунцова