Лекция «Анна Каренина» Л. Толстого: проблема завершенности»
Вторая лекция в рамках «Литературных сред» на ВДНХ прошла 10 июля в павильоне «Рабочий и колхозница». Её провел кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики Руслан Александрович Поддубцев. В своем выступлении он рассказал о проблеме завершенности в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
В начале спикер рассказал об истории печати и позиции критиков романа: многие из них восприняли сюжет произведения как «нечто легковесное» и не заслуживающее внимания. По словам Руслана Александровича, неприязненное отношение к главной героине и ее «создателю» отразилось в эпиграмме Н. А. Некрасова 1876 года. Апогеем критики «Анны Карениной» стал отказ консервативного деятеля М. Н. Каткова напечатать последнюю часть книги в журнале «Русский вестник» по политическим соображениям: издатель осудил пренебрежительное отношение Толстого к добровольческому движению во время балканской войны. Тем не менее, по мнению лектора, важен не столько политический, сколько эстетический конфликт, связанный с 8 частью романа, которая образует «нарост» на основном сюжете.
Стоит заметить, что традиционной развязкой классического романа является обретение героем счастья и богатства. Такой же финал всегда ожидает и героев сказки, из которой «в конечном счете и вырастает роман». Однако в эпизоде, в котором Каренина читает о герое, достигающем «английского счастья, баронетства и имения», Толстой намекает на несостоятельность подобной концовки и, как заметил лектор, «забивает гвоздь в крышку гроба романа как жанра».
Руслан Александрович также сделал акцент на том, что основная идея произведения не сводится лишь к идее расплаты за измену. Если посмотреть шире и сфокусироваться на философской составляющей, на первый план выходит совершенно иная проблема.
«Жажда завершенности естественна, она свойственна всем людям. То, что не завершается, то, что не заканчивается, кажется бессмысленным,»— отмечает Руслан Александрович, развивая основную тему лекции и приводя в пример судьбы различных персонажей романа. Так, лектор поясняет, что Карениной поначалу движет желание отомстить супругу, поставить ему в вину «все, что только могла она найти в нем нехорошего, не прощая ему ничего за ту страшную вину, которою она была перед ним виновата», а затем — отомстить и самому Вронскому, любовнику героини. Именно из-за желания мести, желания все завершить, Анна бросается под поезд. «Каренина хочет все завершить, и она как будто бы хочет за собой утащить весь мир, то есть она хочет, чтобы ее смерть стала концом света,» — отмечает Руслан Александрович. Однако проблема заключается в том, что человек умирает, а мир никуда не исчезает.
Другой же персонаж романа, дворянин Левин, подходит к проблеме завершенности немного с иной стороны. Руслан Александрович говорит о том, что поначалу героя пугает то, что все заканчивается, однако позже Левин все же приходит к выводу, что не стоит бороться с тем, что все имеет конец. Нужно просто «отойти в сторону» и жить дальше.
В конце лекции Руслан Александрович отмечает, что идея романа заключена во всей его структуре, на разных этажах, на разных уровнях. Толстой не отводит себе роль моралиста, он пытается показать пути существования или способы существования в мире, в котором абсолютная полнота не достижима, и с этой жаждой полноты, завершенности нужно что-то делать.
Автор: Кристина Иванова, Анна Купча
Фото: Вера Подъячева