Круглый стол Национальной ассоциации масс-медиа исследователей (НАММИ) «Искусственный интеллект и Big Data в теоретическом поле медиаисследований»


Круглый стол Национальной ассоциации масс-медиа исследователей (НАММИ) «Искусственный интеллект и Big Data в теоретическом поле медиаисследований»

В субботу 12 октября на факультете глобальных процессов состоялся круглый стол, посвященный настоящему и будущему масс-медиа. 

Организатором мероприятия стала декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Леонидовна Вартанова. Она подчеркнула, что главная цель НАММИ — объединение такой неакадемической науки, как журналистика: «И в этом наша сила: мы рекрутируем молодежь. Исследование медиа привязано к университетскому пространству». 

Основными темами для обсуждения на круглом столе стали проблемы и возможности искусственного интеллекта. Всех, в частности и журналистов, пугает то, что ИИ в перспективе заменит человека. «Сегодня Big Data меняет модели медиа, хоть и находится под контролем алгоритмов», — отметила Елена Леонидовна Вартанова. 

НАММИ включает в себя исследователей со всей России, каждый из которых смог рассмотреть эту тему с разных сторон. Так, на круглый стол в рамках фестиваля науки в качестве спикеров были приглашены с факультета журналистики МГУ Владимир Александрович Евстафьев, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью, Андрей Владимирович Вырковский, доцент кафедры теории и экономики СМИ, из Высшей школы журналистики СПбГУ — Камилла Ренатовна Нигматуллина, доктор политических наук, руководитель кафедры цифровых медиакоммуникаций, из НИУ ВШЭ — Сергей Геннадьевич Давыдов, кандидат философских наук, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна. 

Первым спикером была Камилла Ренатовна Нигматуллина, которая выступила с темой «Журналистская культура в эпоху искусственного интеллекта: профессиональные роли и ценности». Она представила результаты анализа 52 экспертных интервью о влиянии ИИ на журналистику. Одни высказывались в пользу трансформации, говоря о том, что профессиональные роли остаются прежними, но задача журналиста теперь — вооружиться новыми технологиями на благо общества. Другие были против, утверждая, что профессиональные роли усложняются — журналист несет больше ответственности за свои решения, если использует ИИ. 

По мнению Камиллы Ренатовны Нигматуллиной, при работе с усовершенствованными цифровыми технологиями у журналистов добавляются новые функции. К ним относятся общественное служение, которое касается верификации результата работы машины, соблюдение автономии, так как есть риск вмешательства со стороны владельцев платформ и продуктов, а также этика и объективность, которые сегодня стали играть более значимую роль. 

«То, что происходит сейчас в редакциях — это метод проб и ошибок, так как все работают по-разному. Внедрение ИИ должно осуществляться с общей отправной точки, а не хаотично, чтобы не произошел разлом внутри журналистской культуры», — заключила Камилла Ренатовна Нигматуллина.

Далее выступили Владимир Александрович Евстафьев и его коллега Максим Алексеевич Тюков с темой «Роль ИИ в формировании будущих медийных профессий: навыки и компетенции XXI века». 

Они считают, что если развить все три направления — Big Data, ИИ и интернет вещей, то коммуникации окажутся эффективными. Максим Алексеевич Тюков отметил, что на данный момент существует проблема в формулировке запроса, чтобы на выходе получить от ИИ в точности то, что хочется. Однако нейросети уже стали эффективными: например, они могут создать рекламный ролик от начала до конца за две недели, а при помощи обычной камеры на работу ушло бы около четырех месяцев. По мнению Максима Алексеевича Тюкова, «будущее за мультимодальными сервисами», которые одновременно работают с разными категориями данных. 

Следующим спикером стал Андрей Владимирович Вырковский с темой «Искусственный интеллект: индустриальный и академический опыт интеграции и изучения». Он отметил, что угроза социуму от ИИ безусловно есть, однако большой вопрос, смогут ли нейросети генерировать смыслы. Андрей Владимирович Вырковский считает, что эксклюзив — это новость, которую получают и создают люди, и только после этого работу способен выполнять ИИ при написании текста.

Дискуссию завершил Сергей Геннадьевич Давыдов, который рассказал о дипфейках. Это касается подделки голоса, видео, судебных доказательств и многом другом. Они могут быть направлены как на людей, так и на крупные компании из разных отраслей, и затрагивать проблемы из всех сфер общественной жизни. 

Но, к счастью, существуют три направления борьбы с дипфейками: ограничение их производства, минимизация их распространения через каналы социальных медиа с помощью отслеживания и модерации и развитие цифровой гигиены на уровне пользователей, которое включает в себя безопасность паролей и личных данных.

Автор текста: Инесса Локтионова