Конференция Национальной ассоциации массмедиа исследователей (НАММИ): от цифровизации до биоэтик
29-30 ноября на факультете журналистики прошла 14-ая ежегодная конференция Национальной ассоциации массмедиа исследователей, на которой участники обсудили проекты на актуальные темы медиаисследований.
Первым спикером была Елена Леонидовна Вартанова, которая поприветствовала участников заседания, а затем выступила с темой «Отечественные медиаисследования: от слова к цифре». Она отметила, что на данный момент в индустрии происходит прорыв, переломный момент: «Сейчас, когда мы вступили в период активной цифровизации, и самой индустрии, и методов исследования, встает вопрос, действительно ли мы движемся в светлое цифровое будущее, или что-то другое может произойти?».
По мнению Елены Леонидовны, изменения претерпевает и рынок труда. Университеты и работодатели должны готовиться к выходу новых специалистов: «Меняется такой базовый работник и базовый функционал на нашем рынке труда. А на самом деле, когда мы говорим про компетенции, снова слышим – русский язык, история, критическое мышление».
Не обошлось без вопросов об искусственном интеллекте. Специалисты по разработке ИИ отмечают, что нейросети по-разному реагируют на запросы с разными знаками препинания: «Мы думаем, что искусственный интеллект не любит восклицательные знаки. Такое впечатление, что он побаивается».
«Но сейчас не стоит бояться искусственного интеллекта. Почему? Потому что он уже обучился на тех текстах, которые есть, и больше ему делать нечего. Это мы теперь должны эти тексты делать? Любопытная позиция, которая доказывает, что искусственный интеллект – это сложная система, которая все еще в руках человека» – рассказала Елена Леонидовна.
От Южно-Уральского государственного университета выступили Лободенко Лидия Камиловна и ее коллега Людмила Петровна Шестеркина с темой «Воздействие медиатекстов по экологии на эмоциональное состояние молодежной аудитории». Они представили результаты исследования о влиянии СМИ на осведомленность аудитории, цифровой медиаобраз экологии регионов. В эксперименте приняли участие 100 респондентов в возрасте от 18 до 21 года, которые читали различные новости на тему экологии. Затем технологии компьютерного зрения считывали лицевые движения участников и определяли их эмоциональное состояние.
По результатам анализа лидирующими эмоциями стали «грусть», «страх» и «удивление». «Что касается выводов, действительно хотим отметить, что медиаконтент по экологии стрессирует нашу молодежную аудиторию. И это не просто оценки, это количественно подтвержденные оценки. СМИ почти сознательно усиливают негативные последствия и рождают в обществе эту тревожность» – подвела итог Лободенко Лидия.
Марина Ростиславовна Желтухина, профессор Пятигорского государственного университета, выступила с докладом на тему «Актуальные проблемы медиаисследований и перспективы развития медиадискурса в XXI веке». Она рассказала о роли медиа в формировании общественного мнения, о развитии и возможностях медийной сферы, а также о проблемах и вызовах процесса.
«Основные аспекты – это дезинформация, усиление поляризации общественного мнения, различные угрозы для общественно-политических процессов, особенно во время выборов, необходимость обучения медиаграмотности для аудитории. Также это проблемы идентичности и репрезентации, здесь мы рассматриваем изучение гендерных, расовых, культурных, религиозных стереотипов в медиа. Кроме того, это проблемы коммерциализации, переход к платным подпискам и его влияние на доступ к информации, а также этические вопросы» – поделилась своими наблюдениями Марина Желтухина.
В рамках конференции прошел научный семинар Методического объединения по рекламе и связям с общественностью, на котором участники обсудили свои научные исследования и образовательные траектории.
Одним из спикеров выступил Тарас Сергеевич Черевко с темой «Особенности маркетинговой деятельности в сфере медиа». Он рассказал о том, что такое медиамаркетинг, чем он отличается от рекламного контента, чем занимаются специалисты этой сферы: «Я понял, что может быть мы пытаемся на лекциях говорить о медиамаркетинге, а на рынке специалисты, которые работают, говорят только о рекламе и продвижении. Три года назад мы запустили большое, может быть даже шуточное исследование. Мы начали разговаривать с маркетологами, которые работают с нами. Мы пытаемся понять, кто эти люди, и пытаемся понять, на смену кого придут наши студенты через 3-5 лет, чем они будут заниматься».
Ольга Владимировна Муронец рассказала про исследования на тему «Биоэтика в современном обществе: коммуникационные практики». Биоэтика – это научная дисциплина, которая представляет отношение между биологическим, медицинским знанием и морально-этическими нормами общества.
«Можно выделить четыре аспекта. Первый – это вопросы о начале жизни. Это все, что касается вмешательства в не только медицинское, но и юридическое. Это статус эмбриона, технологии, новые исследования, донорство. Второй блок вопросов очень важен, потому что эта тема очень слабо представлена сегодня, тема конца жизни. Это связано с эвтаназией, посмертным донорством. Третий блок вопросов – это вмешательство медицины в психическую и физическую целостность человека. Это психологическая и психиатрическая помощь, трансплантация. Четвертый блок, с которым каждый из нас, так или иначе, коснулся в период пандемии, это конфликт между интересами государства и индивида, это медицинское вмешательство, через вакцинацию, через вынужденное окончание свободы человека, карантин» – разъяснила участникам семинара Ольга Муронец.
Ежегодная конференция НАММИ проводится с 2011 г., когда была создана Национальная ассоциация массмедиа исследователей. В рамках мероприятия специалисты в области изучения медиасреды презентуют и обсуждают проекты о современном состоянии и перспективах развития российской науки о медиа.
Автор: Дарья Комарова