Особенности специализированного научно-популярного интернет-издания: опыт STRF.ru


Тезисы выступления на круглом столе «Стратегии популяризации науки: возможности современных медиа» 
(Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова,
6 февраля 2015 года)

1. Для чего нужно такое интернет-издание, как «Наука и технологии России – STRF.ru»?

  • Для того чтобы информировать общество о происходящем в науке и о государственной политике в сфере науки и инноваций.
  • Для того чтобы в России формировалась среда, благоприятная для результативных научных коллективов.
  • Для того чтобы развивался диалог между научным сообществом, государством и высокотехнологическим бизнесом.

Мы не только пишем о новых исследованиях и разработках, в том числе выполняемых  при поддержке одноимённой федеральной целевой программы, о перспективах их использования в экономике, но и организуем опросы экспертов, круглые столы, поднимая острые вопросы организации науки, подготовки кадров. Также мы проводим ежегодные конкурсы научно-популярных блогов и практически каждый месяц – онлайн-дискуссии. К слову, одна из таких дискуссий была посвящена вопросам популяризации науки и научным коммуникациям.

2. Тактическая задача STRF.ru – оперативно доносить до читателей первичную информацию о ходе научных исследований и достигнутых результатах. Мы ежедневно публикуем новости науки и образования, расширяем прямые контакты с наиболее результативными учёными, взаимодействуем с пресс-службами научных организаций и университетов России. Среди них есть очень активные, заинтересованные в коммуникациях, – это пресс-службы Московского университета, МФТИ, Питерского политеха, УрГУ. Но есть, увы, и такие, которые подолгу отвечают на запросы (либо вовсе не отвечают) или согласовывают интервью, что порой сильно затягивает сроки планируемой публикации.

3. Стратегическая задача STRF.ru – фильтрация и агрегирование научной информации. Для этого мы ведём мониторинг публикаций учёных с российскими аффилиациями в иностранных научных журналах, индексируемых международными базами данных Web оf Science и Scopus.

4. Кто нас читает? Студенты, аспиранты, исследователи, инноваторы, технологические предприниматели, чиновники, люди, не связанные с наукой, но желающие узнать что-то новое о её достижениях, – ежедневно от 4 до 5 тысяч человек. Это не так много, и мы, конечно, стремимся к расширению читательской аудитории – пробуем разные форматы, оттачиваем перья, ищем новых авторов из числа учёных, в том числе молодых.

5. Ответы на вопросы, предложенные к обсуждению.

Как журналистам рассказывать о современной науке? Доступным широкой аудитории языком, образно, показывая, что нового и полезного тот или иной научный результат может привнести в жизнь каждого человека. Чтобы всё это получалось, научному журналисту должно быть самому интересно то, о чём он пишет.

Какие форматы предлагают современные медиа популяризаторам науки? В нашем случае популяризаторы – это корреспонденты STRF.ru и, конечно, учёные. Но поскольку тех, кто может доступно рассказать о значении, сути и результатах своих исследований, не так много, как хотелось бы, мы, журналисты, стараемся заинтересовать учёного в таком рассказе, который был бы понятен школьнику или студенту. Это не всегда удаётся, и тогда нам приходится заниматься переводом языка учёного на общедоступный язык. Примечательно, что, по данным соцопроса НИУ «Высшая школа экономики», проведённого в 2014 году, лучше всего объяснить последствия развития науки, технологий и техники для общества могут учёные-разработчики, условно, «технари» (более 60%), представители гуманитарных и общественных наук – социологи, историки, философы (27%) и только потом журналисты (21%).

Если понимать под форматами не установки и требования конкретного СМИ, а  формы подачи материала или жанры, то в нашем издании, как и в ряде других, это научно-популярные новости и статьи, информационные заметки, интервью, комментарии, инфографика, видеолекции учёных и новостные видеосюжеты. Причём как бы мы ни старались делать интересные интервью или брать у экспертов комментарии на актуальные темы, охотнее всего пользователи нашего сайта читают новости и смотрят видео. Понятно почему – в Интернете предлагается огромный массив научно-популярной информации, и у людей не хватает времени всё прочитать и посмотреть. И всё же отказаться от других форматов мы не считаем нужным – у них есть постоянная аудитория.  

С какой аудиторией интересно работать популяризаторам науки сегодня? Нам – с аудиторией думающей, увлечённой наукой и продвижением разработок в российскую экономику, с молодыми предпринимателями, создателями стартапов. Интересно ли людям то, о чём и как мы пишем, узнаём из комментариев к публикациям на нашем портале, на страницах STRF.ru в социальных сетях, а также из постов участников онлайн-дискуссий. Количество откликов свидетельствует о наличии обратной связи между нами и читательской аудиторией.

Анна Горбатова,
специальный корреспондент интернет-издания «Наука и технологии России – STRF.ru»,
кандидат экономических наук