Дайджест научного журнала «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика». № 2. 2020


Дайджест научного журнала «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика». № 2. 2020 Журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» – научное издание в России, история которого началась в 1946 году. Сегодня журнал включен в базу данных лучших российских изданий RSCI, размещенную на платформе Web of Science, а также входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ. Статьи традиционно посвящены проблемам изучения журналистики, СМИ, медиа, представляют результаты актуальных исследований в области журналистики и массовой коммуникации.

Исследовательская группа факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, состоящая из ведущего научного сотрудника факультета журналистики МГУ Д.В. Дунаса, доцента Московской школы экономики МГУ С.А. Вартанова, доцента факультета журналистики МГУ Д.Ю. Кульчицкой, преподавателя факультета журналистики МГУ Е.А. Салиховой, доцента факультета журналистики МГУ А.В. Толоконниковой, обратилась к изучению мотивационных факторов медиапотребления «цифровой молодежи» в России. Исследователи уверены, что, изучая молодежную аудиторию, можно выявить, какие трансформации ждут общество в будущем с точки зрения интеграции медиа в жизнь человека. В ходе своего исследования авторы провели глубинные интервью среди российской молодежи от 10 до 19 лет. Интервью помогли понять специфику медиапотребления целевой аудитории, а также обнаружить проблемные зоны в теоретическом исследовании цифровой медиакультуры. Как показали результаты, современная молодежь практически не обращается к традиционным медиа, зато онлайн- медиа занимают лидирующее место в структуре их медиапотребления. В ходе исследования выяснилось, что респонденты воспринимают свой гаджет как элемент творческого самовыражения и самоактуализации, более того, он становится неким продолжением их личности (“extension of the self”). Это было пилотное исследование, на основе которого была разработана анкета массового репрезентативного опроса всех групп молодежи, который будет реализован на следующем этапе.

Статья, написанная доцентом факультета журналистики МГУ М.И Бабюком в соавторстве с PR-специалистом агентства PR EVENTO Sport Д. Хасан, посвящена образованию современных спортивных медиаспециалистов. Исследователи провели анкетирование 76 отечественных спортивных журналистов и сотрудников медиаслужб спортивных организаций. Вопросы анкеты были связаны с профессиональным образованием и образовательными потребностями респондентов в профессии. В итоге выяснилось, что абсолютное большинство спортивных журналистов имеют высшее академическое образование, также процент людей с профильным журналистским образованием достаточно высок. Однако респонденты массово сомневаются в необходимости такого, на их взгляд, формального образования. Более того, постоянные изменения на рынке заставляют представителей профессии регулярно заниматься самообразованием. И именно самообразование является ключевым фактором их профессионального развития.

В эпоху переизбытка информации и усталости потребителя от информационного шума СМИ становится все сложнее удерживать внимание аудитории. Медиа старательно ищут оригинальные способы подачи материала, стараются разнообразить верстку и визуальные элементы, уходят от чрезмерно длинных материалов. Без мультимедийного контента уже не обходится ни одно онлайн-СМИ. Поэтому исследование менеджера по продукту ООО «Яндекс Технологии» М. А. Любимцевой о факторах, влияющих на время чтения и дочитываемость материалов онлайн- медиа, будет интересно не только сообществу журналистов, практикам и исследователям, но и руководителям современных медийных ресурсов. В статье автор рассматривает определения вовлеченности и выявляет ключевые показатели, которые используются для измерения вовлеченности читателей онлайн-медиа в России и за рубежом. Эмпирическая база исследования представляет собой результаты контент-анализа выборки материалов женского онлайн-медиа Lady.mail.ru и регрессионного анализа этого массива данных. Автор статьи приходит к выводу о том, что вовлеченность падает с ростом объема текста и его уровня рекламности, а также в зависимости от верстки: отрицательно влияет недостаток визуальных элементов в тексте.

Рубрика «Право СМИ» представлена статьей сотрудника факультета журналистики МГУ О.А. Богдановой. В статье рассматриваются положения закона 4481/2017, направленные на защиту авторских прав и смежных прав в Интернете в Греции, и приведение национального законодательства в соответствие с Директивой ЕС 2014/26. На основе проведенного анализа греческих законодательных документов, автор резюмирует, какие принципиально новые изменения произошли в практике защиты авторских прав в Интернете в Греции и насколько эффективными можно считать эти новые практики.

В статье, написанной доцентом Университета коммуникаций Китая Цзя Лежун, профессором Ариэльского университета Д.Л. Стровским и магистром Университета коммуникаций Китая А.Е. Сухорецкой, рассматриваются особенности взаимодействия Китая и России в сфере массовой информации. В своем исследовании авторы использовали междисциплинарный подход, находящийся на стыке нескольких дисциплин: теории международных отношений, истории российско-китайских отношений, а также истории китайских и российских СМИ. Взаимодействие в китайско-российской информационной сфере началось с 1920 гг. и продолжается по сей день. Авторы отмечают, что до 1960-х гг. это взаимодействие было в основном односторонним. Китай учился у Советского Союза, и только с 1980-х журналистское взаимодействие стало более масштабным и перешло к форме взаимного сотрудничества. Тем не менее, в настоящее время по-прежнему существует немало проблем, ограничивающих возможности медиасотрудничества. Авторы статьи подчеркивают необходимость изучения единства традиций России и Китая для того, чтобы на этой основе найти возможности дальнейшего российско-китайского взаимодействия.

Еще одна статья, опубликованная в номере,- материал преподавателя ГБОУ РК «Романовский колледж индустрии гостеприимства» Е.Б. Громовой, в котором рассматриваются контентные особенности крымского регионального эфира на примере информационных сюжетов региональных телевизионных новостей «Вести. Крым» ГТРК «Таврида» (ВГТРК). Методологическую базу исследования составили методы критического анализа, систематизации, обобщения и контент-анализа. Автор анализирует тематические, жанровые и функциональные особенности информационных сюжетов, а также структуру крымского эфирного новостного контента. Конечной практической целью исследования является выработка рекомендаций для регионального вещания по созданию новостного видеоконтента, интересного аудитории.

В статье, написанной преподавателем факультета журналистики МГУ Ю.Р. Ислановой, проводится анализ освещения качественной прессой миграционного вопроса в преддверии выборов в Европарламент. Автор резюмирует, что в преддверии европейских выборов исследуемые издания (журнал «Шпигель», газеты «Ди цайт», FAZ и SZ) затрагивают важные и болезненные для немецкого общества темы в рамках миграционного вопроса. В ходе освещения миграционной политики издания отдают предпочтение традиционным проевропейским партиям, несмотря на растущую популярность правых сил. Также автор отмечает нарушение газетой «Ди Цайт» одного из важнейших принципов работы качественного издания – непредвзятости и политического нейтралитета.

Рубрика «История журналистики» представлена публикацией «Ф.М. Достоевский сквозь призму журналов 1881-1918 гг.: статистический аспект» специалиста Центра развития карьеры МГУУ Правительства Москвы Д.Е. Куликовой. Автор впервые рассматривает ведущие исторические журналы «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник» в контексте достоевистики. На основе анализа текстов выясняется, что в обществе на протяжении 1881–1918 гг. сохранялся устойчивый интерес к личности, творчеству и идеологии Ф. М. Достоевского. Автор приходит к выводу о существовании взаимосвязи между количеством, тематикой публикаций и типологическими особенностями журналов, мировоззренческими установками авторов и редакции, исторической эпохой, наполненной революционными потрясениями и войнами.

Завершается номер рецензией на монографию «Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, терроризм» профессоров Санкт-Петербургского государственного университета Н.С. Лабуша и А.С. Пую. Автор рецензии- главный редактор блога УК «Альфа-Капитал» А.С. Березовой.