Молодым специалистам на заметку
В МГУ имени М. В. Ломоносова в онлайн-формате прошел День молодого специалиста, в ходе которого ведущие представители университета рассказали о ключевых трендах в развитии академической карьеры, получении грантов, а также в области медиапотребления «цифровой молодежи».
Открылось мероприятие выступлением доктора филологических наук, профессора, декана факультета журналистики, члена-корреспондента РАО Е.Л. Вартановой на тему «Российская молодежь в социальных медиа: становление новой культуры коммуникации».
Елена Леонидовна рассказала о ключевых особенностях новой культуры, среди которых – доминирование социальных медиа в структуре медиапотреления российской молодежи. Сегодня два ключевых процесса социального поведения личности - социализация и самоактуализция - происходят не только в социальной среде, но и в медиасреде. И в новом обществе они приобрели даже большее значение, чем удовлетворение информационных потребностей. В ходе лекции была раскрыта суть концепции «цифровой молодёжи», или «цифровых детей», которые начали осваивать цифровую медиаграмотность раньше, чем научились читать или писать. «Не только «цифровая молодежь», но и мы, «цифровые родители», «цифровые мигранты», можем считать, что осваиваем достойный для нас уровень цифровой грамотности», - отметила Елена Леонидовна.
Продолжил тему доктор психологических наук и заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии А.Н. Веракса. Спикер рассказал о трансформации детства в условиях цифровизации, о тех изменениях, которые происходят в «дошкольном детстве», когда психика ребенка еще удивительно пластична. По словам А. Н. Вераксы, 89% детей 5-6 лет проводят за экранами более одного часа в день, треть из них - в одиночестве. При этом, как правило, именно сами дети говорят о том, чем они хотят заниматься, сами выбирают, что они хотят смотреть и во что играть. «Фактически взрослый становится в меньшей степени представлен, а вместо него представлен экран. И самое парадоксальное - эта ситуация всех устраивает…»
Каковы же последствия длительного экранного времени для психического развития дошкольников? «Для нас в первую очередь важно развитие именно саморегуляции», - утверждает Веракса. - У большинства детей, проводящих больше часа в день перед экранами, наблюдаются сложности с саморегуляцией: дети хуже запоминают зрительную и слуховую информацию, импульсивны, сталкиваются с трудностями в переключении внимания между правилами и задачами. Возможно ли ограничить экранное время ребенка? Скорее нет, чем да», - говорит спикер.
Завершился День молодого специалиста мастер-классами. Один из них провела А. Ф. Яковлева, ведущий научный сотрудник факультета политологии, кандидат политических наук. Она рассказала об основных принципах выстраивания академической карьеры, о публикационных и грантовых стратегиях молодых учёных. Слушатели узнали о специфике работы учёного в сложившемся научном коллективе, о конкурсах основных научных фондов для молодых учёных России, о плюсах и минусах регулярной грантовой активности.