Как наука приблизила победу над фашизмом: 7 важных открытий, сделанных в годы Великой Отечественной войны Советский ученый Сергей Вавилов считал, что одним из многих просчетов, обусловивших провал фашистского похода на Советский Союз, была недооценка советской науки. Одновременно с развертыванием фронтов Красной армии ученые, работающие по всем научным направлениям – от математики до медицины, в своих лабораториях открыли невидимый для непосвященных свой фронт борьбы против фашизма. Вспомним ученых и их научные подвиги, которые приблизили победу в Великой Отечественной войне.

Зинаида Ермольева

В годы войны солдаты умирали даже не столько от ранений, сколько от последующего заражения крови. Неоценимый вклад в спасение жизней советских солдат внесла врач-новатор, выдающийся микробиолог, талантливый педагог Зинаида Ермольева. Она создала первый отечественный антибиотик – пенициллин. Благодаря препарату к концу войны почти не было ампутаций и заражений крови. Смертность раненых и больных с началом его широкого применения в Красной армии снизилась на 80%. Позже под руководством Ермольевой были созданы и внедрены в производство многие новые антибиотики. Их появление навсегда изменило медицину.

Младший брат первого мужа Ермольевой, писатель Вениамин Каверин блестяще описал ее особый вклад в науку: "Я не буду заниматься отвлеченными размышлениями о сходстве между литературой и наукой. И все же одну черту необходимо отметить, потому что она глубоко характерна для Вас. И наука, и литература — это творчество, в основе которого лежит неустанный кропотливый труд — труд, поглощающий все силы ума и сердца. Но среди ученых и среди людей искусства есть люди, которые работают, как бы прислушиваясь к какой-то затаенной радостной ноте, подобно тому, как музыкант, настраивая свой инструмент, прислушивается к камертону. Вы относитесь к этим счастливцам... Во всем, что Вы делаете, о чем думаете, звучит эта, то далекая, то еле слышная, но отчетливая чистая нота. Вот почему Вы сделали в науке так много!» Отметим, что Вениамин Каверин посвятил Зинаиде Ермольевой свой роман «Открытая книга». Читая семисот страниц его произведения, задаешься вопросом - может ли быть что-то лучше, чем радость интеллектуального труда.

Игорь Курчатов

Основоположник советской атомной энергетики, человек-легенда Игорь Курчатов занимает особое место в науке XX века. Ему принадлежит исключительная роль в создании ядерного щита Родины во время Великой Отечественной войны.

«Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке великой страны Советов. Делайте в своей работе, в жизни только самое главное», – говорил Игорь Курчатов, посвятивший всю свою жизнь служению науке.

Начавшаяся война вынудила ученых прекратить все исследования по ядерной физике. Однако после получения данных о развертывании американцами работ по созданию атомной бомбы 28 сентября 1942 года Сталин подписал распоряжение о возобновлении работ по урану. Это дата считается стартом советского ядерного проекта. Игорь Курчатов был назначен научным руководителем работ по использованию атомной энергии и ответственным за создание атомной бомбы. В 1944 году под его руководством был сооружён циклотрон и первый в Европе атомный реактор, а уже в 1949 году на Семипалатинском полигоне была испытана первая советская атомная бомба «РДС-1». Через четыре года, в 1953 году, прошло успешное испытание первой в мире водородной бомбы. Невиданной сложности задача, стоявшая перед советской наукой, была решена под руководством Игоря Курчатова в короткий промежуток времени, в темпе, удивившем весь мир. Мы смогли доказать, что нашу страну не победить.

Петр Капица

В годы Великой Отечественной войны великий ученый и инженер Петр Капица создал турбинную установку для получения в больших масштабах необходимого промышленного жидкого кислорода для госпиталей и военных заводов. Это спасло жизнь сотням тысяч раненых. Незадолго до начала войны, Капица совершил фундаментальное открытие — сверхтекучесть гелия. Суть его сводится к тому, что при переходе тепла от твердого тела к жидкому гелию на границе раздела возникает скачок температуры, получивший название скачок Капицы. Величина этого скачка очень резко растет с понижением температуры. Именно исследования свертекучести гелия и работы по созданию новых методов достижения низких температур помогли Петру Капице в тяжелейшие годы построить самую мощную в мире установку по промышленному производству жидкого кислорода. Пройдут десятки лет и в 1978 году Капица получит Нобелевскую премию по физике «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур». Аплодисменты прозвучат в честь нового лауреата, члена многих академий мира, которому шел тогда 85 год из отпущенных ему 90 лет жизни. А жизнь выдающегося физика была многокрасочна, извилиста и драматична. Он был не только гениальным экспериментатором, но и как отметил Лев Ландау, человеком, по поступкам которого можно было судить о его немалом мужестве, большой человечности и кристальной честности. Он всегда говорил, что думал, и делал, что считал нужным: вызволял ли из тюрьмы знаменитого Ландау, предотвращал ли исключение из академии наук Сахарова, боролся ли с лженаукой в лице Лысенко, спасая российскую генетику, конфликтовал ли с всесильным Берией, не раз обличая его в хамстве и невежестве.

Сергей Королев

Основоположник советской космонавтики Сергей Королев Великую Отечественную войну встретил в заключении. В 1938 году он был арестован по обвинению во «вредительстве» и приговорен к 10 годам пребывания в исправительно-трудовом лагере. Сначала Королев отбывал наказание на Колыме, а после пересмотра дела в 1939 году стал трудиться в режимном конструкторском бюро. Там он вместе с Андреем Туполевым, который тоже был осужден, принимал участие в разработке и модернизации бомбардировщика Ту-2. Одновременно учёный работал над проектом самолета с комбинированным винтовым и реактивным двигателем. Занимался Сергей Королев и модернизацией лучшего в мире пикирующего бомбардировщика Пе-2. После досрочного освобождения в 1944 году Королев вошел в комиссию по исследованию трофейной немецкой техники, в частности – баллистических ракет. Сконструированная в дальнейшем под его руководством баллистическая ракета-носитель Р-7 вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, а чуть позже доставила в космос первого человека. Вера в науку и чувство патриотизма, которые были крепки несмотря на репрессии и аресты, позволяли ученым того времени оставаться исследователями, где бы они ни находились, и совершать открытия, меняющие мир к лучшему. Что касается самого Королева, то ничто не могло отвлечь его от главной цели – покорения космоса. «Каждая минута для дела», – говорил он. И одну за другой одерживал величайшие победы в следующих после войны противостояниях – в гонке вооружений, в битве за космос между СССР и США. «Отец» американской космической программы Вернер фон Браун как-то сказал, что Штаты не смогли опередить Советский Союз только потому, что у них «не было своего Королева».

Лев Ландау

«В огромном здании физики XX века для него не было запертых дверей», – говорили про Ландау, одного из самых ярких советских физиков. Квантовая механика, магнетизм, физика низких температур, физика атомного ядра, теория химических реакций – это далеко не все области, в которые внес свой вклад академик Ландау. Он ни на минуту не сомневался в великих возможностях науки, ежедневно доказывая своими открытиями, что физика может объяснить любое увиденное в жизни явление.

Во время Великой Отечественной войны Лев Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости. За нее он впоследствии получил Нобелевскую премию. На этой теории, по сути, основана вся современная физика конденсированного состояния. С 1943 года ученый вернулся к педагогической деятельности. Он стал преподавать на физико-техническом и физическом факультетах МГУ им. М. В. Ломоносова. Академик Ландау был не только великим ученым, но и великим учителем. Он создал в нашей стране школу теоретической физики. Среди его учеников – выдающиеся физики, сыгравшие важную роль в развитии науки.

Единственной ненаучной теорией Ландау была теория счастья. Он был уверен, что счастье не нужно искать где-то во внешнем мире, оно – в нас самих, в нашем отношении к жизни. По его мнению, для счастья необходимы три составляющие: работа, любовь и общение с людьми. Работу Ландау поставил на первое место. «Каждый имеет достаточно сил, чтобы достойно прожить жизнь, – говорил Ландау. – Все эти разговоры о том, какое сейчас трудное время, – просто хитроумный способ оправдать свое бездействие, лень и разные унылости. Работать надо, а там, глядишь, и времена изменятся. Ведь мы живем только один раз. Надо ловить каждый момент, каждую возможность сделать свою жизнь ярче и интереснее». Он так и прожил жизнь согласно своей формуле счастья.

Владимир Вернадский

Леонардо ХХ столетия, классик современного естествознания, мыслитель и гуманист Владимир Вернадский посвятил всю свою сознательную жизнь науке. Ему удалось увидеть Землю из космоса за десятилетия до первого космического полета, доказать, что «человек впервые становится геологической силой, меняющей лик нашей планеты». С его именем связана целая эпоха в становлении и развитии ряда новых наук, таких как кристаллография, генетическая минералогия, геохимия, биогеохимия, радиология, космохимия и др. Врач ученого Сергей Бражников писал о Вернадском: «Мне кажется, что к нему больше, чем к кому- либо другому, применимо великолепное определение древних: “esse homo” в смысле воплощения высоких духовных качеств человека созерцательного и творящего высшие ценности жизни».

В начале Великой Отечественной войны Владимир Вернадский с группой академиков был эвакуирован в село Боровое Казахской ССР. Здесь он завершил свой фундаментальный труд «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения», имеющий большое научное и практическое значение. «Главная книга» жизни, как ее назвал ученый, посвящена учению о биосфере Земли и неизбежности ее преобразования в сферу деятельности человеческого разума – ноосферу.

Ученый-естествоиспытатель не дожил нескольких месяцев до конца Великой Отечественной войны. В 1944 году он написал в своем дневнике: «По окончании войны моральное значение в мировой среде русских ученых должно сильно подняться, так как их роль в достижениях войны огромна, и мы должны считаться с огромным ростом русской науки в ближайшем будущем».

Андрей Трофимук

В Великую Отечественную войну нефть стала нужна фронту как никогда. Однако огромные территории Советского Союза, на которых она добывалась, были заняты немцами. Нужно было открывать новые ее месторождения. Геолог- ученый Андрей Трофимук предложил новую концепцию поиска нефти. Под его руководством в 1943 году было открыто Кинзебулатовское месторождение. Так на фронт бесперебойно стали поступать горюче-смазочные материалы.

В 1950 году Трофимук был назначен главным геологом Министерства нефтяной промышленности Советского Союза и возглавил поиски нефти уже по всей стране. Он стал первым среди советских геологов, кто получил звание Героя Социалистического труда. Открытия Андрея Трофимука не только внесли значимый вклад в победу нашей страны в Великой Отечественной войне, но и создали условия для развития послевоенной добычи нефти в СССР.

«Я по природе оптимист. Занимаясь поисками нефтегазовых месторождений, нельзя не быть оптимистом! В этой отрасли геологии пессимисту делать нечего. Первая же неудача может вывести его из строя. Положим, такой пессимист, заложив дорогостоящую скважину, обнаружит несостоятельность своих расчетов и схватится за голову: «Да зачем я вообще связался с этими поисками?!» А оптимист и из «пустой» скважины извлечет такую информацию, которая со временем приведет его к настоящему открытию», - говорил о своем мироощущении выдающийся ученый.

Фото: http://web.nioch.nsc.ru/institut-glavnaya-2/pressa-ob-institute/3593-v-akademgorodke-proshla-konfere...