Упадок лонгрида, бурятское радио, грехи «Трипстера» – о чем говорят спикеры Московских чтений
27-28 октября на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова проходят Четырнадцатые международные научные чтения «СМИ и массовые коммуникации-2022». Темой конференции в этом году стали цифровые платформы и будущее традиционных СМИ. Корреспондент «Лаборатории научной журналистики» посетил одно из заседаний, где обсуждались проблемы современных российских медиа.
Выступление доцента кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ Александра Колесниченко, было посвящено мультимедийным элементам лонгридов в отечественных медиа. Исследование показало, что сегодня самыми популярными мультимедийными элементами являются архивные кадры, видеоинтервью и репортажная съемка. «Это объясняется, во-первых, дешевизной их производства, а во-вторых, отсутствием интереса аудитории к самому формату лонгрида», - отмечает докладчик. И действительно, в современном мире длинные тексты, пусть даже обогащенные мультимедийным материалом, все больше утрачивают свою актуальность. Если условный расцвет лонгридов пришелся на 2012-2017 годы, то после наступил расцвет коротких видео (ярким примером служат такие платформы, как Instagram и TikTok).
В ходе обсуждения прозвучала мысль о том, что формат лонгрида больше интересен авторам, нежели читателям, а тот же «Snowfall» – проект 2012 года, который принято считать первым в мире лонгридом, – сегодня выглядит уж слишком нагроможденным и сложным для восприятия.
Доцент Дальневосточного федерального университета Никита Аргылов выступил с темой «Этнические массмедиа Дальнего Востока в цифровом пространстве: кейс “Буряад FM”». Спикер отметил, что основные СМИ исследуемого региона издаются на русском. «Причиной тому – нехватка специалистов, которые пишут на коренных языках», - пояснил он. В частности, остро стоит проблема бурятского языка: им владеет довольно скромное количество людей. Существует также 8 диалектов, которые сильно различаются между собой и порой вовсе препятствуют нормальному общению.
Единственное СМИ, производящее оригинальный контент на бурятском языке, – это «Буряад FM». Учредителем радиостанции стала Буддийская Традиционная Сангха России – самая представительная из 252 местных религиозных организаций. «Религия играет значимую роль в социальной жизни региона и, как мы видим на примере «Буряад FM», может быть тесно связана с медиа», - пояснил Никита Аргылов. Среди прочих особенностей станции выделяется, например, монгольская музыка. Кроме того, на «Буряад FM» нет профессиональных журналистов. Сотрудники радио представляют собой сеть общественных корреспондентов по районам проживания бурятов.
Социолог Татьяна Белецкая, представляющая Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, изучила влияние туристических цифровых платформ на медиаобраз калининградского региона на примере проекта «Трипстер». Специфика экскурсионных предложений на вышеупомянутом сайте – в стремлении гидов к оригинальности. Так, из 388 объявлений по Калининградской области не встречается ни одного повторяющегося названия. Чтобы привлечь клиентов, авторы стараются придать своим предложениям как можно больше эксклюзивности: «фото-авто-путешествие», «философское приключение», «город-порт». Однако, как отмечает спикер, не всегда заявленное совпадает с действительным. Например, гид добавляет в свое объявление значимую деталь – «экскурсия без толпы», – хотя нет никакой гарантии, что этой самой толпы не будет. Или приукрашивает название: «экскурсия по Куршской Косе с социологом», – в то время как все туры по Куршской Косе по сути своей одинаковые.
Результат влияния туристических медиатекстов на образ места – это завышенные ожидания людей. «Все хотят увидеть немецкий город, – говорит Татьяна Витальевна Белецкая, рассуждая о том, как рекламируют Калининград туристам. – Ни одной фотографии в рекламных объявлениях, хотя бы намекающей на советские постройки, мы не находим». Таким образом, создание привлекательного образа территории часто граничит с «романтизацией» места. А креативность экскурсоводов на платформе «Трипстер» нередко перетекает в непрофессионализм. Путь к решению этой проблемы, по мнению спикера, лежит через обязательную аттестацию гидов, которая позволит фильтровать экскурсионные предложения и гарантировать качество туров.
Текст и фото: Елизавета Дискина