Современный учитель: как изменился образ педагога в медиасфере
22 марта в рамках II Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете» на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова прошла секция «Медиатизация педагогического образования». Эксперты обсудили эволюцию образа учителя в историческом контексте, возможности для подготовки медиаспециалистов в школе и развитие педагогической прессы в России.
Академик РАО, декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова рассказала о ценностях и антиценностях визуальной медиакультуры. В последнее время работа в сфере школьного образования активизировалась. Общество теперь смотрит на обучение как на процесс современности, который касается всех сторон жизни. «Школьное образование, как часть процесса формирования смыслов для наших детей, является одной из ключевых сторон деятельности и академической, и профессионально-педагогической, и журналистской общественности», — уточнила спикер. Для понимания положения учителя в условиях 21 века необходимо обратиться к истории. Государственная политика всегда играла важную роль в формировании образа педагога. Каждый правитель действовал в рамках своей эпохи и под влиянием исторического времени. Трансформацию образа учителя можно условно разделить на 3 этапа, каждый из которых отражает противоположные аспекты. Из глашатая революции и интеллигента он превратился в друга и духовного наставника. Однако 80-е годы и американская школа привели к отрицательному пониманию профессии, созданию социально неуспешного и непривлекательного типа. С начала 90-х происходит появление образа нового учителя, которому свойственно отсутствие должного профессионализма и желания воспитывать. Из человека, парящего над будничной суетой и способного думать над будущим страны, он превращается в недостойную уважения личность. Конфликт между поколениями воспитателя и ученика выходит за рамки оптимальной коммуникации. Соединённые Штаты отражают иной тип педагогической системы, который в современных реалиях проникает и в Россию. Он продвигается через кинематограф и интернет-среду, уничтожая идеальный образ учителя советской школы, изображённый на плакатах СССР. Елена Вартанова уточняет, что для преодоления отрицательной тенденции необходимо вернуться к идеалам прошлого, где учитель являлся опорой и идейным предводителем. Сейчас страна стоит на пути роботизации и увеличения материального обеспечения представителей данной профессии, что создаёт фундамент для эволюции образа учителя. Тенденция к смене отношения общества к педагогическому типу должна стать одним из приоритетов в сфере образования. Уход от конфликтологии субъектов учебного процесса приведет к формированию идеального педагога, достойного современных детей. Из возможных направлений деятельности декан факультета журналистики выделила развитие онлайн-ресурсов, общественные дискуссии и изменение приоритета государственной образовательной политики. «Главное, что у нас теперь есть политическая воля менять отношение к школе и профессии учителя», — подвела итог декан факультета журналистики.
Директор школы №1253 Наталья Акулова и преподаватель индивидуального проекта Татьяна Баринова рассказали аудитории о практическом опыте развития медиаобразования. Родительские представления об идеальном учителе со временем не изменились: это должен быть профессионал своего дела, неравнодушный к проблемам ребенка, и наставник, готовый сделать все ради судьбы младшего поколения. «У школы появилась задача создать для детей, которые хотят продолжить свою жизнь в профессии журналиста, некое образовательное пространство. Мы начали поиск партнеров и быстро поняли, что нам нужны лидеры. Именно поэтому мы здесь», — рассказала о сотрудничестве с журфаком МГУ Наталья Акулова. Так появился первый медиакласс с углубленным изучением профессиональных предметов и специальные курсы, которые помогают понять основы будущей деятельности. Вузы-партнеры задают правильное направление развития с точки зрения содержания учебной программы. Итогом введения медиаклассов стали выдающиеся результаты учеников, продемонстрированные в ходе контрольно-измерительной диагностики. Наталья Акулова подчеркивает, что им удалось создать профессиональную среду для ребенка и социального партнера внутри школы. Ученики активно принимают участие в проектной деятельности, где педагог выступает куратором. Усилия оправдались, и все 29 учеников выбрали профессию, связанную с медиаобразованием. Татьяна Баринова подчеркивает, что современные вузы ищут самостоятельных студентов. Индивидуальный медийный проект подготавливает настоящих специалистов, которые рассчитывают лишь на свои силы. Уже в 10 классе ученики читают «Рассуждения об обязанностях журналистов…» и смотрят фильм «25 веков журналистики». Учителя разработали уникальные тесты МЭШ (Московская электронная школа- прим. ред.) и задания для подготовки: «Тильда-пати» (как создать лонгрид за 30 минут) и «Soft skills» (журналистская игра, где будущие студенты сделали свое печатное издание). И даже на привычном уроке русского языка и литературы ученики достигли новых высот: создали онлайн-проект для быстрой подготовки к ЕГЭ. «Знания, которые мы стараемся дать детям, соответствуют требованиям высших учебных заведений. Мы делаем образование фундаментальным насколько это возможно», — заключила Татьяна Баринова.
С точки зрения журналистики образ педагога проанализировал главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов. Педагогическая пресса касается всех, кто заинтересован в развитии системы образования. Ее цель сформулирована еще Константином Ушинским: содействие «образованию положительных общественных убеждений в области народного просвещения распространением всякого рода педагогических сведений». От Года педагога и наставника главный редактор «Учительской газеты» ожидает повышения статуса педагогических работников, корректировки заработных плат и закрепления позитивных изменений, связанных с нововведениями в сфере образования. Образ учителя меняется в зависимости от возраста, социального статуса, региона проживания и условий для получения образования аудитории. «Все медиасообщество должно создать образ учителя успешного во всех смыслах этого слова — и в финансовом отношении, и в части общественного признания. Но сделать это в отрыве от других процессов, в частности общественно-политических, невозможно. Сейчас эта работа интенсивно проводится органами государственной власти совместно с медиасообществом», — прокомментировал положение педагога в современном обществе Арслан Хасавов.
В 2023 году отмечается 200-летие со дня рождения основателя отечественной научной педагогики Константина Ушинского и 80-летие РАО. В рамках II Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете», приуроченного к Году педагога и наставника, эксперты сформулировали тенденции для будущего развития образования в России и популяризации профессии учителя среди молодого поколения.
Текст: Анастасия Жабина
Фото: Варвара Сарычева