Образованный и совершеннолетний – фестиваль «НАУКА 0+»
Михаил Швыдкой выступил с лекцией об искусстве и растолковал сущность фестиваля
Наверное, если бы 7 октября город с шумом моторов машин, с завыванием ветра и со стуком дождя по миллиону крыш, где люди кричат кому-то на другом конце провода или рядом идущему, если бы вдруг этот город перешёл в абсолютную тишину – можно было бы слышать, как из сотни точек разлетаются голоса лекторов и сливаются в необычайный хор.
Это лекторы «НАУКИ 0+». В этом году фестиваль проходит в 18-ый раз, за это время его популярность многократно возросла. В одном только Шуваловском корпусе МГУ шли десятки лекций. Среди них была лекция Михаила Ефимовича Швыдкого «Искусство и наука – два подхода к расширению познания». Бывший министр культуры начал с того, что обозначил проблему понимания науки и искусства на государственном уровне:
«В России искусством занимается Министерство культуры, а это между тем совершенно разные вещи»
Культура – это перечень табу, а культурный человек – это тот, который знает чего нельзя. Таково мнение Швыдкого.
Между наукой и образованием так же есть значительное различие, о котором многие забывают. Оба связаны с получением новых знаний, но и «получение» слово многозначное, и «новые» – понятие относительное. Образование подразумевает субъективность. Конкретный человек приобретает знания, которыми до этого не обладал, однако которые уже известны науке. Образование в принципе работает с общедоступными знаниями и с человеческим незнанием, которое стремится ликвидировать. Цель науки может быть сформулирована точно так же. Только механизм ее иной. Здесь борьба идет против незнания вообще; и ведут ее люди с внушительным багажом знаний.
Наука, искусство, образование, культура – самодостаточные, отдельные миры, каждый из которых действует по своим законам.
В конце концов понятия, казалось, дифференцировались донельзя и вот-вот разойдутся окончательно – как в море корабли.
Мы спросили, чтобы по крайней мере знать на каком корабле мы уходим:
– А фестиваль «НАУКА 0+» это событие культурное, образовательное или научное?
И Лектор взял море в руки, и когда он раскрыл ладонь, мы все поняли:
– Это событие культурно-научно-образовательное.
Фестиваль, вместе с нами, никуда не уплывал. Он и был морем.
Михаил Ефимович высказался о культурном человеке. А если давать определение человеку образованному, ближе всего будет образ сосуда, вобравшего в себя культуру, науку и искусство. Как можно видеть, он напоминает наш фестиваль, или, если быть точнее, олицетворяет его.
Альберт Эйнштейн писал: «Достоевский дал мне много, необычайно много, больше Гаусса». Вероятно, один из самых главных навыков мышления – это синтезирование.
Невозможно понять мир путем одного лишь искусства, как и недостаточно будет исключительно научных знаний. Только консолидация подходов позволит достигнуть расширения познания.
Такие выводы можно сделать из лекции, с которой в рамках фестиваля «НАУКА 0+» выступил искусствовед и культурный деятель Михаил Ефимович Швыдкой.
Автор текста: Марьяна Жмурко
Автор фото: Екатерина Чиркина