Международная конференция «Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации: проблемы и перспективы»


Международная конференция «Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации: проблемы и перспективы»

9 октября в Центре научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН состоялась Международная научно-практическая конференция «Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации: проблемы и перспективы», одной из организаторов которой стал МГУ им. М.В. Ломоносова. 

На конференции участники обсудили вопросы, связанные с сохранением и развитием научного потенциала России, повышением эффективности системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации и включением студентов в исследовательскую деятельность на каждой ступени обучения.  Одним из докладчиков стал доктор психологических наук, представитель МГМУ им. И.М. Сеченова Леонид Давидович Сыркин, который выразил главную идею мероприятия: «Научно-студенческие практики должны быть не изолированы, а переплетаться с учебными. Основная задача преподавателя — привлечь к научной деятельности».

Участники конференции от МГУ им. М.В. Ломоносова поделились результатами исследования об интеграции студентов в научную деятельность. Они рассказали о необходимости формирования в академической среде роли наставника, который будет направлять студента в его работе и помогать развиваться в выбранном направлении. Среди качеств, необходимых для роли наставника, докладчики выделили адаптивность, эмпатичность и наличие собственного академического интереса.

Отдельным блоком для дискуссии между участниками конференции стал  вопрос использования искусственного интеллекта в образовании и при написании исследовательских работ. Младший научный сотрудник ИНИОН РАН Анастасия Георгиевна Гроголь выступила с докладом на тему создания цифровых лабораторий на базе машинных алгоритмов. Она выделила несколько форматов интеграции технологий в научную деятельность, среди которых внедрение интерактивных ассистентов и использование генеративных моделей в качестве инструмента моделирования гипотез. «Студенческая научная деятельность должна трансформироваться: уже недостаточно просто работать с экспериментом в физической лаборатории или писать теоретические выкладки. Появляется потребность в цифровом «лабораторном пространстве» с использованием технологий», — подчеркнула  Анастасия Георгиевна Гроголь. 

Участники также отметили влияние Международного фестиваля науки «НАУКА 0+» на популяризацию знаний среди детей и молодежи. По их мнению, его ежегодное проведение способствует формированию научного мировоззрения, а интерактивные форматы мероприятия помогают сделать сложные концепции доступными для широкой аудитории. 

В рамках конференции обсудили необходимость структурированной организации научно-исследовательской деятельности. С докладом на эту тему выступила кандидат филологических наук, представитель КГМУ Елена Викторовна Рубцова. Она подчеркнула важность проведения студенческих конференций, обучающих мероприятий и формирования у студентов навыков научно-исследовательской деятельности. Во время дискуссии участники обсудили возможность создания открытых площадок для обмена опытом и улучшение условий грантовых программ.

По результатам международной научно-практической конференции планируется публикация статей в научном журнале «Науковедческие исследования», учредителем которого является ИНИОН РАН.

Текст и фото: Аделина Зайнуллина