Михаил Козлов: «Биометрия – это не большой брат из книжки Оруэлла»
Биометрические данные привычны пользователям мобильных телефонов с функцией FaceID. Но технологии выходят за рамки личного пользования. Вскоре не понадобятся ни ключи от квартиры, ни банковские карты, ни физические пропуска, уверены владельцы компании Ovision, которая занимается разработкой биометрических систем контроля доступа и является одним из лидеров отрасли на российском рынке. Мы узнали об инновациях от первого лица – основателя компании Ovision Михаила Козлова.
Ovision – резидент инновационного научно-технологического центра (долины) МГУ. Расскажите о возможностях взаимодействия с другими компаниями в рамках инфраструктуры ИНТЦ?
Долина отбирает резидентов тщательно, в результате чего сейчас она объединила в себе пул интересных компаний и можно сказать, что коллаборация – основная задача. У нас есть заказчики и у нас есть проекты, а в Долине есть компании схожих отраслей, значит, мы можем привлечь их к проектам. Мы – первые резиденты – все сидим в одном здании, у нас есть «комьюнити», и мы обмениваемся опытом и идеями.
Нашли ли уже потенциальных партнеров?
Да, один из резидентов – компания «Промпат», занимающаяся близкой деятельностью. Мы разрабатываем системы контроля доступа, они – системы пожаротушения. По сути сферы схожи, благодаря чему мы видим перспективы сотрудничества: они нас с кем-то знакомят, мы их с кем-то знакомим. Есть планы.
Опыт – сын ошибок трудных
Среди наших читателей много молодых людей, которые интересуются наукой и современными технологиями. Где начинающим разработчикам найти инвесторов?
Сейчас существует большое количество ивентов, мероприятий, есть такое понятие, как «хакатоны» [прим. От англ. hackathon ← hacker «хакер» + marathon «марафон» — форум для разработчиков], где разработчики, даже студенты, могут объединяться в команды и пробовать найти решение задачи, которую ставит компания, организовавшая «хакатон». Командное соревнование подразумевает финальный приз в размере определенной суммы. А кроме этого есть возможность продать свою технологию заинтересованной организации. Проходят форумы, слеты. Плюс много площадок, которые об этих мероприятиях пишут: Rusbase [прим.Сервис с базой компаний и СМИ посвященное технологическому бизнесу], VC [прим.Площадка для предпринимателей].
Насколько мне известно, Ovision так и начинала – через выставки, конкурсы, акселераторы.
Именно. Мы были везде и всегда. И куда бы мы ни пришли, мы приносили свое устройство. Так нас стали визуализировать: Ovision – девайс с узнаваемым дизайном. И мы действительно прошли большое количество акселераторов, хакатонов. А впоследствии с ИНТЦ «Воробьевы горы» провели и свой хакатон. Если раньше мы были участниками, теперь стали организаторами.
Могли бы Вы еще немного рассказать про путь развития Вашей компании?
Биометрия – это нечто новое. Нам самим всего пять лет, и та отрасль, в которой мы находимся, только сейчас начинает зарождаться. Если бы мы пришли в сферу разработки ПО, то и рынок, и сфера в целом были бы понятны. В нашем случае мы прогнозируем, что в течение нескольких лет – допустим, к 2025-ому году, – произойдет глобальная экспансия по биометрии на российском рынке, то есть люди будут сталкиваться с этим повсеместно, биометрия войдет в повседневную жизнь.
С какими трудностями сталкивается тот, кто приходит в новую сферу и начинает развивать ее практически с нуля?
Всегда, когда создаешь что-то новое, все относятся предвзято. А с биометрией все еще сложнее. Люди поделились на два лагеря: есть те, кто относится положительно, а есть те, кто считает, что биометрия – это «Большой брат», который видит каждого, как в книге «1984». Но у нас в компании подход такой: мы делаем продукт для людей, а не против людей. Мы не делаем систему видеоаналитики, камеры, которые мониторят – мы даем людям возможность прийти и оплатить по лицу. Наши технологии для того, чтобы делать жизнь проще, а не чтобы за кем-то следить. Хотя такие разработки в других компаниях имеют место быть, но мы от этого отказались.
У Вас и до этого были проекты… В 2013, например, связанный с доставкой. Но тогда не удалось получить поддержку инвесторов. Не жалеете ли, что заморозили тот проект?
Вообще никогда не нужно жалеть о том, что произошло, потому что человек всегда идет вперед, учится чему-то новому. Доставка – это отличное направление. Мы по-прежнему в это верим, потому что самый главный ресурс в жизни – время. Ovision также воплощает в себе эту идею, эту мысль. Тогда мы были молоды, а теперь, вспоминая этот проект, мы понимаем, что если бы мы продолжили им заниматься, то сейчас часть нашей инфраструктуры была бы в Яндекс Лавке или Самокате.
Кстати, об этом: Вы не продаете свою технологию и продолжаете быть компанией с производством полного цикла. В чем преимущества такого подхода?
Тут есть как плюсы, так и минусы. Все наши конкуренты имеют слияния с крупными корпорациями. Мы ценим свою гибкость. Наша независимость и скорость – вот главный плюс. Объединяясь с крупной организацией, ты перестаешь быть подвластен себе, что сильно ограничивает. Но когда отрасль укрепиться, Ovision как ее лидер получит предложение, от которого мы просто не сможем отказаться. Мы ждем хорошего случая, хорошего момента и интересного партнера. Не всегда главную роль играют деньги, чаще даже важен стратег, который, инвестировав или купив нас, в большой экосистеме сможет применить все наши возможности. Вот максимальная ценность.
«Мы продаем будущее»
Сложно поверить, что система, которая работает с биометрией лица, может распознавать человека даже в шапке, очках или медицинской маске. Как это работает?
Ранее мы обучали нейронные сети на ста процентах лица. Мы брали кадр. У каждого человека есть уникальный код векторов – нейронов, которые рассчитаны на его лице. В какой-то момент мир сказал нам, что теперь мы все должны носить маски. Тогда мы адаптировались и создали технологию, которой для идентификации достаточно пятидесяти процентов лица. Это был очень большой вызов, но оказалось, что у человека лобная часть, глазницы – это самая уникальная часть, в то время как нижняя часть схожа у многих людей. И мы обучили нейронные сети распознавать код половины лица.
Выходит, вы опережаете технологию Apple, ведь айфон не разблокируется, если ты будешь в маске?
Нам часто задают вопрос касательно компании Apple. У нас разные подходы, разные технологии. Apple распознает от одного до трех человек, в то время как мы распознаем на девайсе от ста тысяч человек и больше. У нас разные нейросети.
В октябре 2021 года в московском метро запустили Face Pay, разработанный VisionLabs. Также они запустили оплату по биометрии в магазинах. Изучали ли Вы их как конкурентов, и в чем отличие Ваших технологий?
Конечно, и мы можем сказать открыто, что это один из наших основных конкурентов. Но в нашей отрасли сложилось так, что рынок имеет четкое деление. Мы, Ovision, занимаемся биометрическими системами контроля доступа, они занимаются продажей своей платформы (SDK Luna). Кроме того, наша отрасль пока не такая большая. Сейчас она еще урегулировалась законом, конкурентов стало еще меньше [прим. Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»] Но если бы конкурентов не было вообще, не было бы и рынка, поэтому VisionLabs для нас скорее товарищи по цеху.
У вас есть приложение для оплаты в App Store. Оно было создано российскими разработчиками?
Да, у нас весь штаб разработки отечественный. Офис в Санкт-Петербурге занимался этим приложением. Оно было создано для сервиса оплаты по лицу. Мы запускали крупный проект с Банком ВТБ и с Visa.
«Вода камень точит»
Предметом нашего разговора были высокие технологии. Считаете ли вы создание инновационных проектов своего рода творчеством?
Безусловно. Да и вообще все, чем мы занимаемся, можно назвать творчеством.
Тогда нужно ли вдохновение? И что Вас вдохновляет?
Вдохновение дает идея. Сложно продавать то, во что не веришь. Очень важен продукт, как и во всем. Мы продаем будущее, мы верим, что эта технология возымеет ценность, что она будет везде. Мы видим большой отклик. Улыбки, рекомендации, наши клиенты, любовь к идее и к тем людям, которые ее эксплуатируют – все это неизбежно вдохновляет.
Какой Ваш жизненный принцип?
Нет ничего сложного. Любая задача, любая проблема – решаемы. У меня есть поговорка, она в СССР еще использовалась, «упорство и труд все перетрут», я придерживаюсь этого принципа. Череда происходивших событий оставила такое ощущение. Если стучать пальцем в одну точку, когда-нибудь ты пробьешь этот стол. И, наверное, нужно ко всему относиться спокойно.
На этой позитивной ноте мы завершаем наш сегодняшний разговор с Михаилом Козловым. Компания Ovision входит в число пятидесяти первых резидентов ИНТЦ МГУ. В рабочих помещениях Долины установлены системы контроля доступа Ovision. Устройство способно идентифицировать человека за 0,2 секунды, что является одним из лучших показателей в мире.
Автор: Марьяна Жмурко